Ученые выяснили, куда пропали тысячи тонн массы Челябинского метеорита

Ученые выяснили, куда пропали тысячи тонн массы Челябинского метеорита

Новая модель «протекания плазмы» объяснила, почему метеориты взрываются в воздухе и куда делись тысячи тонн массы Челябинского болида.

Всем известно, что падающие «звезды» – это лишь метеориты, небесные тела, в подавляющем большинстве совсем мелкие. Вспыхивая в верхних слоях атмосферы, они успевают сгореть и не долетают до Земли.

[news_post id='3800739' name='' img='' align='left']

Более крупные, такие как Челябинский болид, разрываются в полете, а самые массивные могут достигать поверхности Земли и представляют крайне серьезную опасность.

По счастью, новое исследование, результаты которого опубликованы в журнале Meteoritics & Planetary Science, показало, что атмосфера защищает нас надежнее, чем считалось до сих пор. Работу профессора американского Университета Пердью Джей Мелош (Jay Melosh) и его коллеги Маршалла Табеты (Marshall Tabetah) поддержал Координационный отдел планетарной защиты (Planetary Defense Coordination Office) NASA.

В самом деле, многие метеориты буквально взрываются в воздухе, как это случилось с тем же Челябинским болидом, данные по которому использовали ученые в этой работе. Стоит напомнить, что тело размерами 17–20 м разорвалось в полете с энергией, которая оценивается в 500 килотонн тротилового эквивалента. Причиненный им ущерб составил миллионы долларов, было ранено почти 1500 человек.

[news_post id='3804295' name='' img='' align='right']

Одной из главных загадок этого уникального события стало «исчезновение» львиной доли самого метеорита. Показано, что он имел массу порядка 9 тыс. т, однако фрагментов было найдено только 1800 т.

Что же случилось при его полете в атмосфере, что заставило болид взорваться и буквально испарить такую внушительную массу? Чтобы объяснить это, Табета и Мелош смоделировали поведение плотного, раскаленного газа, сгусток которого образуется перед болидом при движении сквозь атмосферу.

Ученые показали, что эта плазма легко просачивается в поры и трещины в небесном теле и буквально разрывает его изнутри. «Существует мощный градиент плотного воздуха спереди метеора и вакуума, который остается за ним, – объясняет Джей Мелош. – Если воздух находит пути сквозь метеорит, он легко проникает в него и разносит его на куски».