Новости науки

Ученые объяснили механизм высиживания яиц тяжелыми пернатыми динозаврами

Динозавры
22:18 Ср, 16 Май 2018 Телеграф
Фото: из открытых источников

Новости науки: Родители грели кладку конечностями или боками.

Ученые из Китая, Японии и Канады раскрыли тайну того, как птицеподобным динозаврам, которые весили несколько сотен килограмм или даже тонн, удавалось высиживать яйца, не раздавливая их. По мнению исследователей, подобные динозавры создавали большие гнезда, раскладывали яйца по периметру, садились в центр и могли, таким образом, согревать кладку боками или конечностями.

Исследователи отмечают, что все современные птицы высиживают яйца во время инкубации. Предположительно, такое поведение появилось впервые у птицеподобных динозавров. Но если современные птицы сравнительно небольшие, то вес некоторых динозавров мог достигать семи тонн.

Палеонтологи неоднократно находили кладки яиц небольших овираптозавров, и подобные находки позволили предположить, что динозавры высиживали яйца подобно современным птицам. Но о том, как вели себя крупные тероподы известно мало, так как их кладки обнаруживают очень редко. Однако в прошлом году палеонтологи описали кладку динозавра Macroelongatoolithus, приблизительно весившего около тонны. Особенности расположения яиц позволили предположить, что крупные ящеры не садились прямо яйца, обогревали их по-другому.

В ходе нового исследования изучили кладки трех оородов, Elongatoolithus, Macroolithus и Macroelongatoolithus. Оценочный вес динозавров-родителей колебался от 41 до 1563 килограммов. Исследователи проанализировали размеры и пористость яиц, а также внешний и внутренний диаметры кладок, в которых сохранилось от трех до 35 окаменелостей. Во всех полных кладках, независимо от таксона, было больше 30 яиц.

Оказалось, что чем крупнее были динозавры, тем у большим был диаметр кладки. Форма кладки не зависела от размера яиц, хотя он изменялся довольно значительно, от 197 граммов у маленьких элонгатоолитусов до 6,6 килограммов у гигантских макроэлонгатолитусов. В гнездах мелких и средних ящеров яйца в кладке лежали в два-три слоя, а гигантские ограничивались одним слоем, изредка двумя. При этом диаметр кладки колебался от 35 до 66 сантиметров у элонгатоолитусов, до 104-236 сантиметров у крупных макроэлонгатолитусов.

Новости: Главные новости 16 октября: Падение самолета СУ-27, могила Бандеры, отставка Пашиняна