Новости науки

X

Ученые нашли гены леворукости и праворукости

13:21 Сб, 14 Сентябрь 2013 Телеграф
AMH
Фото: gdefon.com

Исследователи впервые определили генетический базис характерного исключительно для человеческих особей феномена.

Группа исследователей из ведущих британских научных центров и Института Макса Планка (Нимеген, Нидерланды) впервые определила генетический базис характерного исключительно для человеческих особей феномена - привычки пользоваться преимущественно правой или левой рукой. Авторы установили, что доминирование одной из рук закладывается на раннем этапе эмбрионального развития и связано с пулом генов, отвечающих за расположение органов в теле растущего организма. Работа опубликована в журнале PLOS Genetics.

Известно, что лево- или праворукость, которая наблюдается у 90 процентов людей, связаны с ассиметрией в организации структур головного мозга, с различиями в функционировании правого и левого полушарий. При праворукости доминирует левое полушарие, а при леворукости - правое. Однако биологические механизмы, лежащие в основе этого явления, до сих пор оставались не ясными.

Авторы исследования провели мета-анализ данных, полученных после полной расшифровки геномов 728 человек, страдающих дислексией, связанной с пониженной активностью в определенной зоне левого полушария, и данных об их предпочтении в пользовании одной из рук. Большинство из участников оказались левшами. В результате наиболее строго связанный с лево- или праворукостью участок ДНК был выявлен на гене PCSK6.

Как было установлено ранее, кодируемый геном PCSK6 белок регулирует активность гена NODAL, играющего на ранней стадии эмбриогенеза ключевую роль в формировании право-левой ассиметричной организации тела эмбриона. «Выключение» гена PCSK6 у мышей привело к нарушению у них нормального расположения органов в теле, например появлению сердца справа, а печени - слева.

Дальнейшие генетические исследования, в которых были задействованы более двух с половиной тысяч не страдающих дислексией человек, показали, что с доминированием рук также связаны участки ДНК и на других генах, ответственных за ассиметричное устройство организма.

«Полученные результаты дают основание предполагать, что лево- или праворукость - полигенная характеристика, частично регулируемая молекулярными механизмами, вовлеченными в формирование двустронней ассиметрии тела на ранних этапах эмбриогенеза», - делают вывод авторы.

В то же время, как отметил один из исследователей, Уильям Брэндлер (William Brandler) из Оксфордского университета, привычка преимущественно пользоваться одной из рук не может полностью объясняться генетическими причинами - в каждом конкретном случае это, скорее, смешение генов, факторов окружающей среды и социо-культурного влияния.

Новости: Президент назначил нового главу Донецкой ОВГА