Новости науки

Математики доказали пользу войн

Война
09:45 Вт, 24 Сентябрь 2013 Телеграф
Фото: gdefon.com

Эксперты по моделированию эволюционных процессов, математики и экологи, подтвердили, что в древнем мире войны помогали развитию государств.

Исследователи построили математическую модель истории Африки и Евразии на протяжении 3-х тыс. лет с 1500 года до нашей эры до 1500 года нашей эры. Подробности приведены в статье ученых для журнала Proceedings of the National Academy of Sciences, а краткое содержание можно найти в Nature News.

Модель была основана на географической карте 2-х материков, поверхность которой разбили на клетки размером 100х100 километров, задав каждой клетке свой набор параметров: высотой над уровнем моря, типом биома (например пойма или пустыня) и наличием сельского хозяйства. В начале истории все клетки считались занятыми нейтральным населением, а затем часть цивилизаций получала военные технологии и так называемые ультрасоциальные нормы (ultrasocial norm), играющие в модели ключевую роль.

Под ультрасоциальными нормами авторы понимают моральные принципы, которых придерживаются в той или иной культуре, и которые отличают эту культуру от всех прочих. В качестве примера ученые приводят взаимное доверие или общую веру в сверхестественную силу: религия или государственная идеология являются в модели исследователей институтами, которые воплощают ультрасоциальные нормы.

Разумеется, и религия, и чувство национальной идентичности в модели не бесплатны: поддержание этих ультрасоциальных норм требует определенного количества ресурсов. Однако в той же модели прописана и возможность захвата клеток, занятых иными цивилизациями, и вот в таких столкновениях наличие ультрасоциальных норм играет роль, сопоставимую с наличием военных технологий. При столкновении на 1 клетке 2-х цивилизаций побеждает та, которая лидирует как по совокупности бонусов (нормы плюс военные технологии), так и по размеру.

Многократное проигрывание модели, то есть несколько десятков запусков виртуального мира с нуля, привело к картине, которая достаточно близка к реальному миру. Авторы пишут, что им удалось показать увеличение размеров империй после появления более совершенного оружия (формирование кавалерии, как и в случае с монгольскими племенами, расширило границы), а добавление вооруженных столкновений ускоряло обретение новых ультрасоциальных норм.