Новости науки

X

Стала возможной добыча водорода из камня

Оливин
14:25 Вт, 17 Декабрь 2013 Телеграф
Фото: wikipedia.org

Новости науки: Новый метод добычи "зеленой" энергии.

Новый метод обещает стать богатым источником "зелёной" энергии, обеспечивая обильное выделение водорода из простой смеси камня и воды. Он ускоряет химическую реакцию, которая в природе имеет другие геологические временные рамки.

В ходе реакции, минерал оливин поглощает атом кислорода и атом водорода из молекулы воды H2O с образованием минерала серпентина (змеевика), высвобождая атом водорода. Результаты этого открытия обсуждались на заседании Американского геофизического союза в Сан-Франциско и были опубликованы в журнале American Mineralogist.

Исследователи нагрели размельчённый оливин в воде до температуры несколько сот градусов по Цельсию, добавив в смесь рубин (оксид алюминия) в качестве катализатора. Затем всю смесь поместили в миниатюрный автоклав, сделанный из двух алмазов, способных выдержать сжатие смеси до 2000 атм.

В результате, естественный геологический процесс ускорился в невообразимое число раз - на следующее утро половина оливина прореагировала. Ключом явилось наличие атомов алюминия, причём с не меньшим успехом могли использоваться и более дешёвые бокситы.

В естественных условиях считается, что выделившийся водород или реагирует с углеродом с образованием метана, или используется микробами, живущими глубоко в горных породах под поверхностью Земли. Пока не совсем ясно, сколько этого метана, вырабатываемого не биологическим путём, выделяется из пород по всей планете.

На сегодняшний день водород получают за счёт процесса, называемого паровым риформингом. Он использует углеводороды, такие как газ или нефть, и идёт при температуре от 700 до 900 градусов Цельсия. Реакция по новому методу идёт при более низких температурах и не требует ископаемого топлива. Эта "зелёная химия" обещает дорогу к новым источникам энергии без углерода и с низкой стоимостью.

Интересно дальнейшее применение продукта реакции серпентина - захват атмосферного углерода. Змеевик в природе, как известно, активно превращает CO2 в углекислоту, и ранее был предложен в качестве сырья для секвестрации атмосферного углерода в глобальном масштабе. Существует доказательство того, что превращение оливина в серпентин в природе, в глубоком геологическом прошлом, сыграло свою роль в борьбе с атмосферным CO2.

Новости: ГСЧС предупредила о пожарной опасности 5 класса