У двух нянек дитя с медалью

Автор
У двух нянек дитя с медалью

Рады представить вам Валерия Никулина и Михаила Мацехую.

Страна должна знать своих героев.Не только так называемых "фронтмэнов", стоящих на пьедестале с рукой на сердце и олимпийской наградой - на груди. Но и тех героев невидимого фронта, кто годами и десятилетиями вкладывал душу и сердце для того, чтобы под сводами олимпийских комплексов резонировали аккорды национального гимна нашей страны. А потому рад представить вам Валерия Никулина и Михаила Мацеху - людей, кирпичик за кирпичиком конструировавших базу для позавчерашнего триумфа тяжелоатлета Алексея Торохтия в весовой категории до 105 кг.

БОЛЬШОЙ СЕКРЕТ Михаила МАЦЕХИ

После церемонии награждения Михаил Мацеха аккуратно подтолкнул своего воспитанника к телекамерам и чуть смущенно отозвался на клич корреспондента: "Я?.. Мне подойти?".

- Какой была стратегия вашего тренерского тандема на эти соревнования? - спросил я опытного наставника, когда он оказался в радиусе чувствительности диктофона.

- Велосипедов, скажу откровенно, не изобретали. Все было предельно просто: Леша должен был взять максимум в рывке, а потом контролировать ситуацию в более сильное для себя виде, каким, безусловно, является толчок.

- Получилось?

- Не сразу. В рывке Алексей чуть-чуть недоработал: видимо, не совладал с нервами, что и помешало дважды подряд покорить штангу весом 190 кг. Пришлось наверстывать свое во второй части соревнований. В толчке Торохтий в последнее время показывал очень высокие результаты. На чемпионате мира выжал 229 кг, а на чемпионатах Украины регулярно толкал снаряд за 235-240 кг! Здесь для победы хватило 227, да еще и пришлось понервничать, ожидая попытки иранского спортсмена. В Атланте-1996 мой воспитанник Тимур Таймазов, толкнув 227 кг, уже мог примерять на себя золотую медаль. Здесь же пришлось понервничать до последнего.

- Таймазов, как и Торохтий, выстрелил на второй своей Олимпиаде…

- Да, но между ними есть существенная разница. Тимур был вторым в Барселоне-1992, тогда как Алексей в Пекине четырьмя годами ранее был, скажем так, чуточку ниже.

- Когда вы сообщили своему подопечному, что в Лондоне не выступят явные фавориты - россияне Аккаев и Клыков, а также белорус Арамнов?

- Только на взвешивании. Сам я узнал об еще за четыре дня до старта назад, но беспокоить лишней информацией спортсмена не хотел. Так сказать, хранил секрет до последнего… На парня и так навалилось слишком многое: достаточно вспомнить, как его мучили в Олимпийской деревне контроллеры из допинговой службы. Я говорил ему: нужно работать на все шесть подходов, а у Леши получилось - на три.

- Это выстраданный успех?

- Не то слово. Мало кто знает, но три года назад Леша, вообще, собирался завязывать с тяжелой атлетикой. Слава Богу, что на его пути появились спонсоры из строительной компании "Эпицентр", которые обеспечили Торохтию и другим талантливым спортсменам отличные условия для тренировок, витаминизацию, какие-то финансовые стимулы… Откровенно говоря, эти же добрые люди снова вдохнули огонь творчества и в меня, изгнанного из сборной после… олимпийской бронзы Дениса Готфрида.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОЭМА Валерия НИКУЛИНА

В один из самых счастливых дней своей жизни Валерий Никулин не выпускал из виду Алексея Торохтия ни на секунду. Был рядом от первого горсти талька до, извините за натурализм, последней капли допинг-контроля. Так, плечом к плечу, и шли они к этой победе десять лет кряду.

- Леша родом из Донецкой области, - рассказывает Валерий Николаевич. - Его родители до сих пор живут там, и они с юношеских лет горячо поддерживали увлечение сына. Ну а сам он после 9-го класса поступил в Харьковское училище физкультуры, где не только тренировался, но долгое время и жил, пока, благодаря директору училища Анатолию Попову, не получил собственную квартиру.

- Как делятся обязанности между вами и Мацехой?

- Да никак, собственно говоря... Все время работаем вместе - в едином тандеме.

- Ваш коллега рассказывал, что несколько лет назад у Алексея был тяжелый период…

- После Игр в Пекине он твердо решил заканчивать. Я пытался удержать его в спорте, как мог, но Леша по характеру парень - упертый. Есть у него такой принцип: он должен все подержать в руках, как штангу, а на словах никому не поверит. В общем, в 2008 году дернулся Торохтий в бизнес. Но, к счастью, достаточно быстро понял, что дело это еще сложнее, чем тяжелая атлетика, и лучше, чем поднимать штангу, он в этой жизни пока ничего не умеет.

- При этом Торохтий меньше всего соответствует стереотипу спортмена-силовика. Человек он отнюдь не ограниченный… 

- Он - умный парень. Даже очень умный! Я когда говорил о его характере, специально сказал «упертый», а не упрямый. Упрямство граничит с глупостью, а упорство, скорее, свидетельствует о целеустремленности.

- Вам бывает с ним сложно?

- Мне по сей день сложно. Нет, он не капризничает, прислушивается и делает то, что мы просим. Но при этом остается личностью. Знаете, когда я только начинал осваивать тренерское ремесло, педагоги повторяли нам: не вы должны вести спортсмена, а он - вас.

- Тонкое отличие…

- Очень тонкое, но его нужно понять. В случае с Торохтием я справедливость этой фразы прочувствовал на все сто процентов.

- Пришедший на пресс-конференцию после окончания соревнований травмированный россиянин Хаджимурат Акаев знал, что Торохтий будет на пьедестале, но в его глазах фаворитом был Долега. Как объяснить то, что поляк не справился со стартовым весом в рывке?

- Это соревнования. И не простые, а Олимпийские игры. Наверное, Долега был чересчур уверен в себе. Но при этом ему тоже было очень тяжело: не так давно польский тяжелоатлет перенес операцию и не успел, как следует восстановиться. Прибавьте к этому нервное напряжение.

- Мацеха считает, что Торохтий сильнее в толчке…

- Он не считает, а знает (улыбается). Хотя на чемпионате Украины Леша очень значительно прибавил в рывке, выжав 198 кг!

- Какой вес Алексею под силу поднять в спокойном состоянии?

- На Украине он показал сумму 428 кг, а если оценивать его возможности по движениям на тренировках, то ему вполне выжать 200 кг в рывке и 240 в толчке, что на сегодняшний день выше мирового рекорда белоруса Арамнова (436 кг). На мой взгляд, Торохтий еще не раскрыл всего своего потенциала.

- В одном из интервью Алексей сказал, что до 26-27 лет у тяжелоатлета идет набор силы, а затем уже опыт позволяет ему реализовать эту самую силу, направив ее в нужное русло.

- Отвечу конкретными цифрами. Во-первых, среднестатистическому чемпиону мира в нашем виде спорта - 25-26 лет. У девушек пиковый возраст приходится на 23-24 года. Во-вторых, работает следующая тенденция: чем тяжелее весовая категория, тем дольше атлет находится на высоком уровне. Недаром большинству супертяжей - под тридцатку. А это возраст, к которому подходят и некоторые Лешины конкуренты: например, уже упомянутый Долега.

- Футбольные тренеры, по крайней мере, в советское время любили повторять: первый год после свадьбы идет игрока коту под хвост. Как думаете, если Торохтий вдруг решит завести после Лондона-2012 семью, это не станет помехой для дальнейшего роста его результатов?

- Напротив, уверен, что это станет для него большой поддержкой.

- А предпосылки для такого поворота событий имеются?

- Конечно.

- Условия вашей тренировочной базы в Харькове соответствуют уровню олимпийского чемпиона?

- Разумеется, нет. Прежде всего, в реконструкции нуждается сам зал. Но у наших функционеров иногда работает такой стереотип: если уж человек выигрывает в таких условиях, зачем их менять к лучшему?..

А менять нужно, потому что при всем соответствии инвентаря зал работает как кузница талантов. Штанга здесь бросается на помост сутками - с утра до вечера, и состояние помоста, разумеется, оставляют желать лучшего. А ведь традиции в Харьковском училище физкультуры огромные: за последние двадцать лет здесь подготовлено 70 мастеров спорта по тяжелой атлетике. 14 мастеров международного класса и теперь уже олимпийский чемпион. А за его спиной стоит банда перспективной молодежи, с которой при хороших условиях можно горы свернуть!

- Знаю, что когда-то Алексе. Предлагали сменить гражданство и выступать за другую страну…

- Не удивлен. Меня ведь тоже приглашали. На хороших условиях, в хороший зал. А я не соглашался.

- Почему же?

- А зачем? Ну, поработаешь немного в комфортном месте, поживешь чуть-чуть в мармеладе. А потом возвращаешься на родину, где ничего не изменилось, все а же выжженная земля. Так лучше не терять времени и "пахать" на ней сразу.