Инна Осипенко-Радомская: Хотела, чтоб в кармане звенели две медали

Автор
Инна Осипенко-Радомская: Хотела, чтоб в кармане звенели две медали

Первое, что хотелось спросить теперь уже у двукратной вице-чемпионки Олимпиады в Лондоне, это - насколько она устала.

Шутка ли с разницей в два дня отпахать на двух дистанциях, и при этом опровергнуть истину: за двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. Но вопрос отпал сам собой, как только Инна Осипенко-Радомская появилась в микст-зоне. Веселая, счастливая, с горящими глазами - она бойко взялась рассказывать, сколько на самом деле шла к своему второму серебру.

- Одно серебро на пятисотметровке у вас уже было, со спокойной душой выходили сегодня на старт, или стоит однажды почувствовать вкус победы, а вы ее почувствовали в Пекине, и всегда хочется еще?

- Не скрою, хотела золото, но в принципе благодарна судьбе и за серебро. Дистанция эта очень быстротечная, все зависит от старта. Нужно разогнаться как можно сильнее и удержать скорость до финиша. Силы можно рассчитывать на тысяче, можно даже на пятьсот, но на двести - это чистая Фортуна. Да, сегодня перед началом заезда была спокойна. Задача-минимум выполнена: медаль - в кармане, но хотелось, чтобы их было две, и они звенели. Но человек так устроен, что ему всегда хочется большего. Когда ты четвертый, кошки скребут на душе. Думаешь, а мог бы стать третьим. Естественно, когда ты второй, тоже мучаешься, а ведь мог и выиграть. Я благодарю Бога за то, что у меня есть спорт, возможность выходить на старт и завоевывать медали.

- Когда накануне вы финишировали третьей, не испугались, что можете просто остаться за бортом финала?

- Можете считать меня самоуверенной, но когда я взглянула на стартовый протокол перед полуфиналом, в голове сразу промелькнула мысль: я попаду по времени. Я спокойной и расслабленной шла на старт, а финишировав, даже не ожидая результата, сразу сказала об этом Диме (супруг и тренер спортсменки. - Прим. А.С.).

- Если не ошибаюсь, подобная ситуация была у вас и на чемпионате мира?

- В Шегеде я тоже попала в финал по времени и завоевала бронзу. Сейчас, приехав в своем полуфинале третьей, стала вице-чемпионкой Олимпиады. Считаю, это супердостижение.

- Такой результат в полуфинале показали, потому что берегли силы или их просто мало осталось после выступления на пятистах метрах?

- Усталость, естественно, накопилась, но у каждого спортсмена есть сила воли. Выходя на старт, он собирает ее в кулак и выдает максимум того, что может. После пятисот метров я не позволила себе расслабиться, эмоции оставила на потом. Это и позволило мне сегодня завоевать еще одну медаль.

- А что лучше - два серебра или одно золото?

- Лучше медаль, чем ничего, а между золотом и серебром выбирать? Отвечу словами Лены Костевич, которая сказала, что две бронзы намного тяжелее золота, которое она завоевала в Афинах. У каждого свой путь к пьедесталу и он по-своему тяжелый с подъемами и падениями. К пекинской победе я шла, преодолевая одни препятствия, сейчас пришлось столкнуться с другими. Мне каждая медаль дорога и каждая на вес золота.

- Вы единственная финалистка заезда на пятьсот метров, которой удалось пробиться в финал на двухстах, более того, еще и взять медаль. Может, попытаетесь, объяснить этот феномен?

- Наверное, это прозвучит нескромно, наверное, я просто талантливый человек.

- А в чем именно состоит талант Инны Осипенко-Радомской?

- В трудоспособности, умении поставить цель и, несмотря на боль, падения, неудачи и препятствия, подниматься и шагать вперед. За спиной у меня километры воды и лыжных трасс, тонны штанг. Я сделала пятьсот процентов и была уверена, что хотя бы сто из них сработают на Олимпиаде. Когда я гоняюсь, очень многие комментируют, дескать, надо было со старта поспокойнее пойти, на финише добавить или в середине. Легко давать советы, а вы станьте на мое место и попробуйте, что это такое!

- Уже вторую Олимпиаду подряд награды в гребле Украине приносите вы и Юрий Чебан. А есть ли кто-то еще, кто может подсобить вам двоим в этом деле?

- Вы знаете, я открыта для общения со всеми, ко мне на тренировку может прийти кто угодно. В те моменты, когда мне нужно отдыхать и восстанавливать дыхание, я всегда рассказываю о технике гребка и о многом другом. Я каждый день делюсь своим опытом и в душе лелею надежду на то, что когда-нибудь другие спортсменки будут догонять меня на внутренних стартах и выходить на международный уровень. Я хочу, чтобы рядом со мной шли те, которые могли бы стать мне сменой и составить компанию в командной лодке.

- Вы сказали, что третье место в полуфинале вас отнюдь не расстроило. А как насчет первой дорожки, которую оно вам посулило?

- Когда Дима сообщил мне, что плыву по первой, сразу сказала, как хорошо, буду спокойно идти сбоку и делать свое дело. Когда финишировала, посмотрела на табло. Новая Зеландия уже высветилась, я затаила дыхание, и тут появляются буквы - Украина.

- Еще немного, и вы догоните по количеству медалей Яну Клочкову?

- Вы меня извините, но я статистикой не интересуюсь. Тем более что у нас разные виды спорта. Для меня плавать от бортика до бортика - хуже не бывает. Зато могу сорок километров в одну сторону проработать, поэтому радуюсь своим достижениям и стараюсь радовать ими своих родных и близких.

- Ульяна - самый близкий ваш человечек, как на первое мамино серебро отреагировала?

- Она пальцы на руке загибает, считая дни до того момента, когда родители вернутся домой. А я для нее всегда чемпионка и она говорит, что хочет быть как мама.

- Леся Калитовская - велогонщица, с которой вы делили комнату в Пекине, рассказывала, что была у вас на тренировке во время сбора в Болгарии. И вы тогда установили два рекорда. Так, может, вам стоило не рыбку, а подругу в качестве талисмана сюда брать?

- Лесю я очень люблю, это ангел в человеческом образе. Когда она сказала, что хочет приехать и посмотреть, как я тренируюсь, естественно, мне захотелось показать все, что могу. Гребла на азарте и с удовольствием - вот и получился такой результат. Это здорово, что у нас есть такие люди, как Калитовская. Побольше бы позитива, и наши спортсмены выступали бы еще лучше.

- Дмитрий - ваш супруг и тренер говорил, что молча наблюдал за тем, как вы преодолевали пятьсот метров. А что он делал сегодня?

- Я ему дала четкую установку, чтобы он не стоял на финише, а перед моей дорожкой, чтобы закрыл глаза и просто мысленно со мной шел по дистанции. Я думаю, что он сегодня устал не меньше, чем я.

- И часто вы ему даете установку, а не наоборот?

- У нас есть закон! В первый же день совместной работы мы договорились, если он тренер, значит я ему полностью доверяю и молчу. И вот уже на протяжении четырех лет, имея колоссальный опыт за спиной, я не сказала ни слова. Он полностью руководит процессом. Сегодня первый раз я его попросила сделать так, как я хочу.

- А часто хотелось возразить?

- Да, но со временем я поняла, что максимальная отдача будет только тогда, когда я буду полностью доверять тренеру. Я поверила - и вот уже три года подряд приношу медали. В Лондоне - два серебра. Думаю, что с этим запалом и новым опытом мы пойдем дальше.