Бюджет России подстроился под Путина

 Бюджет России подстроился под Путина

Российское правительство представило бюджет на 3 ближайшие года с учетом критики Владимира Путина.

Источником средств для выполнения предвыборных обещаний президента станут дивиденды "Роснефтегаза", который аккумулирует доли государства в "Роснефти" и "Газпроме". На решение социально-экономических задач могут пойти и ненефтегазовые допдоходы бюджета, в том числе от приватизации Сбербанка.

Правительство Дмитрия Медведева ответило на критику президента Владимира Путина, который в понедельник обвинил министров в том, что они пренебрегли его указами при подготовке бюджета. Прежде всего, пообещал Дмитрий Медведев на заседании правительства, выполнение социальных обязательств государства остается одним из приоритетов бюджета: расходы на здравоохранение составят в 2013 году более 2,5 трлн руб., а в 2015 году достигнут почти 3 трлн руб. Расходы на образование также, по словам премьера, вырастут и составят в 2013 году более 560 млрд руб.

На реализацию указов президента от 7 мая запланировано 1,145 трлн руб. из федерального бюджета, подтвердил министр финансов Антон Силуанов: в 2013 году на эти цели будет потрачено 277 млрд руб., в 2014-м — 381 млрд, в 2015-м — 487 млрд руб. Дополнительные средства будут выделены на увеличение зарплат преподавателям вузов, компенсационные меры для бизнеса от вступления в ВТО, а также поддержку предприятий-экспортеров.

Еще больший вклад в выполнение президентских поручений внесут регионы: на социально-экономическое развитие они потратят из своих бюджетов около 1,5 трлн руб. (328 млрд, 479 млрд и 673 млрд руб. за 2013—2015 годы соответственно), добавил министр. Вместе с тем, Россия проводит одно из самых масштабных в мире сокращений расходов, посетовал министр экономического развития Андрей Белоусов.

"По федеральному бюджету мы запланировали снижение бюджетных расходов с 25% ВВП на пике кризиса до 19% в 2015 году", — сообщил он. По словам министра, бюджетная консолидация таких масштабов осуществляется только странами, испытывающими большие финансовые трудности либо желающими их избежать. "В европейских странах, даже достаточно проблематичных, таких как Франция и Италия, размер бюджетной консолидации составляет 3%", — отметил А. Белоусов.

Но резкое сокращение госрасходов приводит к сжатию государственного спроса и, как следствие, к торможению экономического роста, напомнил он. Для России цена бюджетной консолидации — потеря 1-го процентного пункта роста ВВП в год, подчеркнул министр.

Главной интригой было то, какие источники финансирования правительство нашло для реализации предвыборных обещаний Путина. В том числе планов ускоренного развития Сибири и Дальнего Востока. За то, что эта тема не нашла отражение в бюджете, министр регионального развития накануне заработал выговор от президента.

Правительство нашло неожиданное решение — потратить на развитие восточных регионов страны дивиденды акционера "Роснефти" и "Газпрома", компании "Роснефтегаз", совет директоров которой возглавляет Игорь Сечин.

Когда мы готовили предложение по бюджетному маневру, то, по сути дела, "прошерстили все наши возможные ресурсы" — увеличили объем кредитных схем, сократили "ряд расходов", добирались до всех источников, в том числе и дошли до предложения о "Роснефтегазе", который аккумулирует доли государства в нефтяных компаниях", рассказал Силуанов. По его словам, на счетах госкомпании находится около 130 млрд руб.

От изъятия дивидендов у "Роснефтегаза" бюджет может получить около 100 млрд руб., посчитал Белоусов. Глава МЭР уточнил, что 50 млрд из этих средств пойдет на докапитализацию "Интер РАО ЕЭС" и "Русгидро" в связи с теми проектами, которые они "реализуют и за границей, и на Дальнем Востоке".

Министерства поддержал вице-премьер Аркадий Дворкович, который заявил, что "Роснефтегазу" "не нужно столько средств для выполнения поставленных перед ним целей". Медведев поручил оперативно подготовить проекты директив об изъятии средств у "Роснефтегаза". Ранее за счет средств "Роснефтегаза" также планировалось докапитализировать энергокомпании, но прежняя схема предполагала вхождение "Роснефтегаза" в их капитал за счет этих средств.

Кроме того, по мнению Белоусова, можно меньше копить на "черный день" в Резервном фонде. Сейчас можно тратить средства фонда на инфраструктурные проекты, лишь когда там скопится сумма не менее 7% ВВП. Это, по прогнозам МЭР, произойдет лишь к 2017 году. Белоусов предложил снизить планку до 5% ВВП. МЭР также считает нужным пересмотреть бюджетное правило, по которому дополнительные доходы не могут идти на финансирование новых расходов. В том числе нельзя тратить и 5 млрд дол., вырученных от продажи 7,6% акций Сбербанка, привел пример Белоусов.

"То есть у нас практически все усилия по увеличению роста ВВП, по получению дополнительных ненефтегазовых доходов не могут идти на дополнительное сокращение бюджетного дефицита", — посетовал Белоусов. Снижение нормативной величины Резервного фонда с 7% до 5% ВВП сделает бюджет страны менее устойчивым, встревожился Силуанов. Принимая такое решение, надо просчитывать риски, предупредил министр финансов. В ходе предыдущего кризиса стабфонд страны (сейчас состоит из Резервного фонда и Фонда благосостояния) похудел с 16% ВВП до 8% ВВП, напомнил Силуанов. Но направлять сверхплановые ненефтегазовые доходы на финансирование расходов можно, согласился он. По его словам, в правительство уже внесены предложения, которые несколько уточняют бюджетное правило, приводят его "в соответствие с доходами, которые отвечают разумным требованиям".

"Будут допдоходы — мы их поделим, направим на важнейшие приоритеты развития экономики", — понравились Медведеву предложения министров. Но правила должны соблюдаться, добавил он. "А не меняться каждый раз в угоду политической конъюнктуре или желанию развить то или иное направление. Мне бы хотелось, чтобы это понимали все", — подчеркнул премьер. Хотя, как признался Медведев, в его бытность президентом бюджет ему тоже "никогда не нравился, и не нравилась значительная часть работы, которая проводится".

"Направление средств "Роснефтегаза" на пополнение дефицита бюджета и реализацию инфраструктурных проектов — логичный формат перераспределения нефтегазовых доходов, — считает Наталья Орлова из "Альфа-банка". — Вместе с тем, средства Резервного фонда было бы логичнее направлять, например, на финансирование бюджета в случае снижения налоговой нагрузки. А прямое государственное финансирование структурных проектов зачастую неэффективно".

"Рост социальных расходов в бюджете, то есть инвестиций в человеческий капитал, — правильное решение. Что касается Резервного фонда, его логичнее всего было использовать для хеджирования рисков падения стоимости нефти — например, для приобретения опционов", — предлагает экономист "Центра развития" Валерий Миронов.

Единственный пункт, по которому правительство не смогло учесть замечание президента, — пенсионная реформа. Хотя Путин и недоумевал, как бюджет страны на 3 года может верстаться без учета этой важнейшей составляющей, готового решения министры не предложили. Дмитрий Медведев не исключил, что реформа пенсионной системы будет касаться ее накопительной части. Но решение об этом должно быть принято после общественного обсуждения, подчеркнул премьер. Работу над бюджетом это не затормозит. Медведев поручил доработать документ с учетом состоявшегося обсуждения и внести его в Госдуму до 1 октября, как и предусмотрено Бюджетным кодексом.