Газовая политика России: Молдова между молотом и наковальней

Автор

Молдова обеспокоена заявлением министра энергетики РФ Александра Новака.

Что характерно - громкое заявление российского чиновника прозвучало в аккурат перед встречей молдавского премьера с российским президентом Владимиром Путиным. После этого даже наиболее умеренные представители экспертного и политического сообщества Молдовы заговорили о "чистом шантаже", о попытках вновь поставить страну на колени, о том, что из-за чрезмерной зависимости от российского газа Молдова, уже в который  раз, оказалась между молотом и наковальней.

Премьер-министр Влад Филат после приземления в кишиневском аэропорту постарался успокоить страсти. В полном соответствии с дипломатическим протоколом он пояснил, что на самом-то деле "во время переговоров в Москве никакого давления со стороны российского руководства не наблюдалось, а диалог проходил в деловой и дружественной обстановке".

Но джина уже выпустили из бутылки. По Республике снежным комом покатились заявления политиков и экспертов.

Президент Молдовы Николае Тимофти, например, заявил в этой связи, что "европейская интеграция Молдовы не может стать предметом для переговоров и политических торгов, а страна не намерена европейскую интеграцию превратить в предмет торга за более дешевый российский газ".

Не менее категоричным было и выступление спикера молдавского парламента Мариана Лупу, подчеркнувшего, что "Молдова не откажется ни при каких условиях от Энергетического пакета с Евросоюзом".

Первый вице-премьер Молдовы, министр энергетики Валерий Лазэр подчеркнул в этой связи, что руководство страны "даже гипотетически не может рассматривать вопрос об отказе от Энергетического пакета ЕС", и в то же время пообещал огласить через определенное время детали будущего межправительственного Соглашения об энергетическом сотрудничестве между Молдовой и Россией.

Нескованные узами политкорректности эксперты были куда более категоричны. Большинство из них склонялись к единому мнению: кабальными условиями Россия "пытается затянуть Молдову в сети путинского Евразийского сообщества и единого Таможенного пространства".

Бывший премьер-министр Молдовы, ныне известный бизнесмен Ион Стурза, к примеру, предупредил, что "Молдова может получить такой дорогой газовый "подарок" (скидку) лишь ценой серьезных политических уступок и унижений". Он же напомнил, что "проблемы поставок российского газа всегда были не столько экономическими, сколько политическими, а Российская Федерация продолжает использовать эти проблемы для достижения своих геополитических целей".

В свою очередь, член Европейского центра внешней политики, бывший советник Влада Филата Нику Попеску предупредил, что "отказ от Энергетического пакета с ЕС может означать и свертывание процессов европейской интеграции на всех направлениях". По его убеждению, "Молдова не может принять эти условия России, но и открыто игнорировать это предложение официальному Кишиневу не стоит".

Противоположное по тональности высказывание прозвучало лишь со стороны коммунистической оппозиции, которая призвала власти Молдовы денонсировать энергетические соглашения с ЕС и начать процедуру вступления в Таможенный союз и ЕврАзЭС. В этом контексте лидер молдавских либералов Михай Гимпу не упустил возможность обвинить предыдущее руководство Молдовы, в том числе и бывшее коммунистическое правительство в том, что у страны нет альтернативных источников поставки энергоносителей.

Впрочем, самым любопытным во всей этой истории является тот факт, что несмотря на шквал мнений и эмоций в Молдове, российская сторона хранит упорное молчание. Никто из высшего российского руководства не подтвердил достаточно резкое высказывание министра энергетики РФ Александра Новака. Но никто и не опровергал выдвинутый Молдове ультиматум. Предположение же о том, что Новак сделал свое громкое заявление по собственной воле, без "указания сверху", выглядело бы более чем наивным, особенно с учетом современных российских реалий.

Молчание Москвы показательно. Это молчание вновь напоминает цену вопроса - как низко в этот раз придется склонить голову маленькой Молдове, чтобы получить доступ к российской газовой артерии. Или как высоко ее поднять, чтобы раз и навсегда вырваться из газовых тисков и политического шантажа.

Вопрос справедлив. И не только для Молдовы.