Бандиты, наркотики и тотальная свобода: как начинались рейв-вечеринки в Киеве (часть 1)
- Автор
- Дата публикации
- Автор
- 3328
Torba Party сделала электронную танцевальную музыку в Украине всенародной
Говорят, что если вы помните девяностые, значит вас там не было. Суровый смысл этой расхожей поговорки и отсуствие массового интернета (да-да, было и такое!) сделали историю киевских рейв-вечеринок достоянием туманных слухов и диких домыслов. Настоящий рейв и молодой угар первых киевских Torba Party — тематических вечеринок под электронную танцевальную музыку во всем ее разнообразии, вошел в историю. Но факты растворились во мраке прошедших десятилетий. "Телеграф" решил исправить эту нездоровую ситуацию и вспомнить, как все было на самом деле.
Когда состоялась первая рейв-вечеринка в Киеве
На этот счет есть много мнений. Журналист Игорь Панасов, автор книги "История украинского рейва", считает, что первые прообразы рейв-вечеринок проходили в легендарном "Паркоме", сквоте художников на ул. Парижской Коммуны (с 1991 года ул. Михайловская). Там не было ни диджеев, ни профессиональных звуковых систем: грубо говоря, среди полотен и скульптур художники-сквоттеры вместе со своими гостями отплясывали под магнитофон с записями новомодного эйсид-хауса.
Хиты тогдашних звезд стиля Dee-Lite и S'Express постоянно крутили по ТВ, а короли жанра The KLF с их "What Time Is Love?" звучали буквально из каждого киоска со "Смирновкой" и сигаретами "L&M". Точно также мы студентами отплясывали с друзьями на квартирах под первые записи Prodigy и Джоша Уинка — даже не зная правильных движений. Новая музыка вела за собой.
Есть и другая версия. По мнению медиаэксперта и политического консультанта, а по совместительству — промоутера концертов и вечеринок в девяностые Алексея Ковжуна, первая подобная акция в Киеве, ставшая прообразом будущих рейв-вечеринок, прошла в 1992 году в арт-галерее "Ра" на Богдана Хмельницького. (Правда, на сайте галереи годом открытия указан 1993-й.)
В 1992 году я только что вернулся из своей первой поездки за границу: Нидерланды, Британия, Германия. Там я ходил на рок-концерты, но о рейвах уже слышал, и как любителю "тяжелой" музыки мне очень понравился жанр хардкор. Я привёз несколько компакт-дисков с хардкором, и в галерее "Ра" мы сделали что-то вроде прото-рейва. Там был небольшой подвал, где собрались свои — художники, богемная тусовка. Мы там поставили ударную установку, микрофоны, завесили стены большими листами белого ватмана, чтобы можно было самовыражаться — подыгрывать под музыку, что-то рисовать, что-то петь. Это был такой хаотичный, странный и классный вечер, который, разумеется, закончился вызовом милиции в два часа ночи, потому что было слишком громко и мы мешали соседям.
Алексей Ковжун, медиаэксперт, политический консультант
В интервью изданию "Амнезия" директор аукционного дома "Дукат" Леонид Комский рассказал, что рейв-вечеринки устраивались на Дни художника (празднуется в день рождения Пабло Пикассо 25 октября) и в арт-сквоте на Олеговской. Но вообще-то традиция танцевать под музыку существует еще с появлением первых патефонов.
Все в "Торбе"
По словам Алексей Ковжуна, первые, если можно так сказать, профессиональные рейв-вечеринки в Киеве они организовывали с Романом Альтером, легендарным киевским промоутером, который привозил в Киеве группы "Кино" и "Звуки Му", а еще во времена УССР профессионально занимался организацией дискотек.
Мы с моим другом Ромой Альтером, к сожалению, уже покойным, объединили усилия с Виталиком Улицким и провели первую "Торбу". Следующие "Торбы" он делал уже без нас.
Алексей Ковжун
При этом, как вспоминал для издания "БЖ" DJ Chipp (Виктор Ишков), в середине десятилетия на трехмилионный город приходилось не более пяти профессиональных диджейских проигрывателей.
В доинтернетную эпоху информацмю о том, "как надо", собирали буквально по крупицам. Примущественно благодаря друзьям, которые привозили из-за границы журналы Wire и DJ Mag, VHS-кассеты с записью техно-фестивалей, пластинки, рассказывали об особенностях огранизации вечеринок. Например, на первых киевских мероприятих не было даже секьюрити. Не говоря уже о том, что такая деятельность никак не была урегулирована с административной точки зрения: советских чиновников уже не было, украинские еще не зарегулировали страну до предмайданного состояния.
Управляющий партнер агентства USP Events Виталий Улицкий, во время оно тоже увлеченный рейв-культурой, также открывает для себя новый формат нескучного досуга. Побывав летом 1994 года в легендарном лондонском клубе Ministry of Sound, он загорается идеей сделать нечто подобное дома.
Это был культовый центр тогдашней европейской электронной сцены. Клуб тогда располагался в бывшем автобусном депо. Меня поразило, что внутри интерьера как такового нет: чистое индустриальное пространство без декора – только свет и тени. Но это все не имело значения, потому что главное впечатление создавали звук и удивительные люди вокруг. Низкие частоты буквально пронизывали тело насквозь, создававая ощущения, которых я никогда раньше не переживал. Это стало для меня настоящим инсайтом, моментом прозрения. Тогда я понял, что главное — это люди, качественный звук и свет. А самое главное – уникальная атмосфера.
Виталий Улицкий, управляющий партнер агентства USP Events
Так возникает идея рейв-вечеринок, организованных по западному образцу: с профессиональной звуковой аппаратурой и светом, диджеями, виджеями, арт-перфомансами, а главное — просторным танцполем, где могли бы "оторваться" все желающие, а не только избранная богемная тусовка. Так появляется идея серии вечеринок под интригующим названием Torba Party. Именно там появилась киевская рейв-сцена. Шел 1995 год.
Первые вечеринки я финансировал за свой счет. На тот момент у меня уже несколько лет был успешный бизнес с партнерами — в том числе ресторанный. Параллельно существовала архитектурная компания Alliance Club Design, которой руководила Аня Никитина. Она же и стала первым и главным дизайнером Torba в последующие годы. А бюджеты были довольно скромными, порядка 4-5 тыс долларов за вечеринку. Со временем мы научились привлекать спонсоров. За счет спонсоров Lucky Strike и Stimorol финальная вечеринка в Доме кино стоило уже 26 тис долларов. Единственные трудности, с которыми я столкнулся при организации первых вечеринок — это медленная коммуникация по сравнению с тем, как мы общаемся сегодня.
Виталий Улицкий
Читайте продолжение здесь.
Ранее "Телеграф" писал о всемирно известных актерах, которые снимались в Украине.