"Интонация", "Барвы", "Бинго", "44": какими были первые и лучшие рок-клубы Киева (видео)

Читати українською
Автор
Новость обновлена 28 ноября 2025, 06:30

5 лет назад в Киеве закрылась одна из крупнейших концертных площадок, которые регулярно предоставляли сцену рок-группам со всего мира во всем их многообразии – легендарный, не побоюсь этого слова, клуб "Бинго". Закончилась очередная – и на сей раз действиельно долгая и славная эпоха в киевском рок-н-ролле. В память о "Бинго" "Телеграф" вспоминает другие легендарные рок-клубы Киева.

Где выступали в Киеве рок-группы, когда не было клубов?

Здесь играли свои первые концерты еще юные "ВВ". Фото Константина Богуславского

До появления специализированных клубов с профессиональной звуковой и прочей аппаратурой, баром и другими атрибутами околомузыкальных радостей киевские рок-музыканты выступали в так называемых домах культуры (ДК) и актовых залах столичных вузов: Политеха, Инъяза, Авиационного. В числе прочих, в апреле 1989 года здесь выступили легендарные Sonic Youth. (Чью музыку в записи слышали в лучшем случае полтора десятка ценителей прекрасного из собравшихся в зале "посмотреть на американцев".)

В ДК завода "Большевик" обосновался киевский вариант рок-клуба – то есть подконтрольной комсомолу организации, занимавшейся концертами "самодеятельных ансамблей". "Рок-артель", собрала лучшие силы киевского рок-н-ролла конца восьмидесятых: "ВВ" (тогда еще они назывались "Воплі Відоплясова"), "Коллежский Асессор" и "Раббота Хо".

Тогда периодически возникало концертное движение вокруг какого-нибудь места, где удавалось осесть группе музыкантов или группе деятельных товарищей с организаторскими наклонностями.

Вообще, в первые годы Независимости концерты проходили в довольно экзотических местах. Например, в 1992-1993-годах в крепости "Косой Капонир". И даже в бывшем музее Ленина (нынешний Украинский Дом) – подобное торжество демократии могли оценить только дети девяностых. Между тем, летом 1994 года здесь выступал московский хулиган Александр Лаэртский со своим бэндом.

Все начинается. "Музыка в стиле КИН"

Формально "Музыка в стиле КИН" был ежемесячным фестивалем, созданным по принципу первого российского рок-клуба "Там-там", когда в определенные дни арендовался дружественный актовый зал некой организации – в данном случае зал театра "КИН" неподалеку от метро "Оболонь". Первые концерты прошли в конце 1992 года: приглашался именитый хэдлайнер – как правило, из России (например, модные инди-рокеры "Матросская тишина"), после которых выступали киевские группы. Завершали праздник, уже часто при почти пустом зале накануне закрытия метро, молодые и начинающие коллективы.

Организовал все это действо таинственный человек Геннадий Кирпикин. Он горел поистине наполеоновскими планами: вплоть до создания на базе "КИНа" продюсерского центра, но почему-то с сауной. (Наверное, по меркам 1993 года верх буржуазной роскоши в шоу-бизнесе.)

Татьяна Ежова вспоминает из далекого Питтсбурга Киев восьмидесятых

Мы познакомились Геной Кирпикиным в конце 1992 года. Гена хотел делать на базе фестиваля газету или журнал и телепередачу. С ТВ таки сложилось, эти фестивали начал снимать Володя Бакун. (Медиаменеджер, режиссер и музыкальный редактор канала "ТЕТ", умер в 2014 году.) Так появилась передача "Решето". У Гены был дивный подход к отбору участников фестиваля, очень демократичный. К нему приходили группы и исполнители, он открывал тетрадку и просто записывал название группы и дату выступления на фестивале. Демо-запись он просил, но если демо не было, то проходило и так. Помню, таким образом на фестивале очень удачно дебютировали Necropolis. А где теперь Гена, я не знаю. Кто-то говорил, что он еще в деяностых уехал в Москву.

Фрагмент программы "Решето", 1993 год, "Музыка в стиле КИН"

На сцене можно было увидеть немало экзотики. Например, сольное выступление актрисы театра, кино и дубляжа Ганны Лев, будущую звезду Green Grey Дмитрия "Мурика" Муравицкого в составе грандж-группы Monkey's Work или Razefeet – одну из первых в СНГ групп в экзотическом жанре сайкобилли.

"Барви" – осколок Нью-Йорка на Шулявке

Подвал в Ковальском переулке, 5 бал известен каждому киевскому ценителю рок-н-ролла еще с середины восьмидесятых. Маленький, чтобы не сказать тесный зальчик, крошечный бар, почти домашняя атмосфера. До момента закрытия в декабре 2017 года (точнее, переезда на другую локацию и ребрендинга) здесь переиграли, наверное, все любительские группы Киева и окрестностей. И, конечно же, все тогдашние звезды андеграунда девяностых: Jinn, Caterpillar, So, Stop-Step, Pirata Band, Necropolis, Ivanow Down и многие другие. Огромное количество общежитий, в том числе КПИ, неустанно поставляли самую благодарную публику.

Типичный вечер в клубе "Барви", середина девяностых

В интервью изданию The Village Антон Слепаков ("…и друг мой грузовик", "Вагоновожатые") сравнивает "Барви" с легендарным нью-йоркским клубом, где созрел и выплеснулся в мир пост-панк: "Такой себе украинский CBGB, со своими завсегдатаями, кривым звуком и продавленной сценой". В апреле 1998 года автор видел в "Барвах" первое выступление в Киеве будущей легенды – тогда еще "Я и Друг Мой Грузовик". Немногочисленная публика, включая обоих "Грин грейев", была в восторге, в воздухе витало ощущение: звезда родилась.

Сергей Попович (справа), группа "Раббота Хо" и киевский вайб конца восьмидесятых

Вообще с клубом связано немало исторических моментов. Например, здесь был записан один из немногочисленных альбомов киевской легенды восьмидесятых, "Рабботы Хо", под названием "Гадкие лебеди".

Я был наслышан о "Барвах" в девяностых от многих: что это едва ли не единственное в то время было место, где могли выступать андерграундные рок-группы и даже имелась уже своя постоянная аудитория. Тогдашние ощущения я вполне могу сравнить с ощущениями от выступления в знаменитом нью-йоркском клубе CBGB, который, кстати, вскоре после концерта моей нью-йоркской группы Goodswan был вскоре закрыт. Как и "Барвы", кстати. Может, я приношу неудачу клубам? (Смеется.) А запись в "Барвах" получилась непреднамеренно. Мы случайно взяли с собой два цифровых магнитофона, чтобы играть с DAT плэйбэк барабанов и баса. И тогдашний наш менеджер Володя Рудницкий решил: если оказался один свободный магнитофон, а почему бы не записать выступление?

Напомним, ранее "Телеграф" написал историю рейв-вечеринок в Киеве девяностых.

Окончание следует…