Страшная сказка на Рождество, сделавшая звездой Джонни Деппа: 35 лет фильму "Эдвард — руки-ножницы"

Читати українською
Автор
Новость обновлена 21 декабря 2025, 09:53

Начинаем смотреть главные рождественские фильмы

Среди всех фильмов, которые благодарное человечество пересматривает каждый год на Рождество, "Эдвард — руки-ножницы" Тима Бертона занимает особое место наряду с еще одним фильмом-юбиляром этих дней — "Бразилией" (1985) Терри Гиллиама. "Телеграф" вспоминает одну из главных рождественских сказок девяностых и как изменились за 35 лет ее создатели.

Эта готическая фантазия про изгоя с ножницами вместо рук, который ненадолго становится героем обывателей из американского "субурбикона", написанного анилиновыми красками, кажется слишком мрачной для маленьких зрителей и чрезмерно дидактичной — для взрослых.

Но фильм идеально вписался в "странную" атмосферу девяностых, попутно сделав знаменитым Джонни Деппа: красивый мальчик из сериалов в одночасье стал любимцем инди-режиссеров. И, конечно же, фильм создал вокруг режиссера Тима Бертона легенду о большом мальчике-вундеркинде — правда, самому мальчику на тот момент был уже 31 год. Джонни Деппу было всего 26, но оба они выглядели подростками, дорвавшимися до любимых игрушек.

Такой имидж, конечно же, был тщательно продуманной стратегией для режиссера, выбравшего для коммерческого кино язык современной сказки, которая рассказывает о не совсем детских явлениях и вещах. Представления об одиночестве, отчуждении, боли, невозможность любить и жить по правилам "нормальных" людей воплощена в истории искусственного человека с ножницами вместо пальцев. Очень доходчивый образ существа, которое приносит боль буквально всему, чего коснется.

Однозначно, это одна из лучших ролей Джонни Деппа, который играет без слов и с минимумом мимики. (Известен анекдот, что Том Круз, который изначально пробовался на роль, спросил Тима Бертона: а как его герой ходит с такими руками в туалет?) К сожалению, утратив с возрастом свой "инопланетный" образ, Джони Депп оказался на удивление посредственным актером. Или это мода на фриков в кино безвозвратно закончилась?

То, что считалось 35 лет "милой эксцентрикой", сегодня воспринимается как притча об инаковости. Слова "буллинг" в нашем обиходе тогда еще не было, хотя сам буллинг процветал в полный рост.

Жанр "сказки для взрослых" оказался безпроигрышным: любой мужчина, у которого был любящий отец, не пройдет равнодушным мимо "Крупной рыбы" (2003). Точно также всякий позврослевший "задрот", которого поколачивали в школе, отождествляет себя с Эдвардом. Кстати, то, что герою Деппа досталась любовь главной школьной красавицы в исполнении Вайноны Райдер — типичная, как это называют психотерапевты, компенсаторная фантазия.

Детская сказка с недетскими шутками

Этот мотив внутреннего ребенка, который простивостоит "правилам игры" американского среднего класса (неважно, что речь идет о Готэме или городке Сонная Лощина), Бертон воплотил в своих лучших фильмах, умудряясь балансировать между голливудским блокбастером и чем-то максимально приближенным к "авторскому" кино. Многолетний хитмейкер, он провалился по-настоящему только один раз, с "Эдом Вудом" (1994) — наверное, зрители решили, что этот странноватый режиссер и сам может втихаря обряжаться в женские платья. (Как говорил в одном из интервью Джим Джармуш, где-нибудь в Айове за слово "поэзия", сказанное в баре, вам засунут пистолет в задницу.)

Считается, что Тима Бертона окончательно перемолол и выплюнул Disney с фильмом 2019 года "Дамбо" — он даже не стеснялся сравнивать себя самого с цирковым слоником. Но вкус Бертону начал отказывать еще на "Суинни Тодде" (2007), и в дальнейшем режиссер балансировал между самопародией в "Больших глазах" (2014) и ностальгическим самоцитированием в "Доме странных детей мисс Перегрин" (2016). Но при этом каждый фильм приносил студии хорошие деньги.

В свои 67 режиссер продолжает играть в эксцентрику

Сегодня Тим Бертон перезапустил свою карьеру на телевидении с сериалом "Венсдей", который стал большим зрительским хитом, и снял сиквел своего первого большого хита 1988 года "Битлджус Битлджус" (2024). Он расстался с очередной красавицей — на сей раз с Моникой Белуччи, и вполне уверенно смотрит в будущее.

Чего не скажешь о его многолетнем альтер-эго Джонни Деппе. Гениально монетизировав свой образ фрика в серии фильмов "Пираты Карибского моря", он наконец-то стал иконой поп-культуры. Но начиная с середины десятых актер делает все больше промахов: отчаянно кривляется в "Мордекае" (2015), переигрывает в "Убийстве в "Восточном экспрессе" (2017), прячется под маской толстого грима в "Черной мессе" (2015).

Скандальный развод с Эмбер Херд едва не похоронил его карьеру, но после робкой попытки вернуться с прошлогодней костюмированной мелодрамой "Жанна Дюбарри" Депп зачем-то собрался экранизировать "Мастера и Маргариту". Ход смелый: либо пан, либо пропал. Но второе скорее: сегодня Джонни Деппу 62, вряд он "перезапустит" себя в возрастных ролях, а продюсерских или режиссерских удач в его активе не замечено.

Вайнона Райдер — звезда в звездном сериале

После "Эдварда" Вайнона Райдер (сыгравшая Ким) снималась у Жана-Пьера Жене, Френсиса Форда Копполы, Мартина Скорсезе, Джима Джармуша и Вуди Аллена — впрочем, кто у него только не снимался. Но ранняя слава и болезненный разрыв с Джонни Деппом дорого стоили молодой женщине: 30-летнюю актрису ловят на краже в магазине, и она признается в токсикомании на фоне многолетней депрессии. В какой-то момент она даже узжает из Лос-Анджелеса.

И когда в середине десятых годов казалось, что звездочка Вайноны Райдер безвозвратно закатилась, актриса делает верную ставку, снявшись в "Очень странных делах" (2016-2025). Сегодня 54-летняя актриса живет тихой жизнь со своим партнером, британским дизайнером Скоттом Ханом, и держится подальше от блокбастеров. Роль в "культовом" сериале принесла ей массу номинаций — как минимум, на "Золотой глобус", "Сатурн" и "Спутник". Молодая аудитория "Очень странных дел" и не подозревает о ее "скандальной репутации".

Ранее "Телеграф" писал о фильме Майкла Манна "Схватка", который отметил 30-летний юбилей.