Владимир Брынзак о подготовке сборной Украины по биатлону

Автор
Владимир Брынзак о подготовке сборной Украины по биатлону

Президент Федерации биатлона Украины Владимир Брынзак рассказал о подготовке сборной к новому сезону, а также затронул финансовый вопрос.

Межсезонная подготовка украинских биатлонистов еще не достигла экватора, но этот период оказался достаточно насыщенным на события. Потому и поводов обратиться за разъяснениями к президенту федерации биатлона Украины Владимиру Брынзаку накопилось более чем достаточно.

- Владимир Михайлович, наша сборная провела в этом межсезонье уже три заграничных сбора. Вы и тренеры довольны тем, как команда начала подготовку к сезону?

- На каждого спортсмена надо смотреть индивидуально. Потому что, как это обычно бывает на сборах, не обошлось без болезней, и как следствие – срыва некоторых этапов подготовки. Так, на первом румынском сборе переболел Семаков, который долго не тренировался, потом в Отепяя заболел Жирный и лечился в Уфе, на втором сборе в Румынии с высокой температурой слег Русинов. Никак не может окончательно избавиться от болячек Сергей Седнев – он и контрольную тренировку не бежал потому, что тренеры не рискнули выпустить его после болезни, и сейчас Сергей тренируется в облегченном режиме.

У девчонок до сих пор не начала тренировки Вита Семеренко – она продолжает принимать антибиотики, проходит реабилитацию. Были менее значительные проблемы и у других спортсменов. И это, конечно, сказывается на подготовке к сезону. Например, в Румынии во время контрольной тренировки мы это отчетливо увидели.

Но в то же время радует стрельба у ребят, кроме, разве что, Андрея Дериземли. У девчонок немного не на своем уровне пока находится Юлия Джима, но для нее это вполне характерное состояние летом. Но когда будет необходимо – уверен, все будет в порядке. До сезона еще далеко, и главное – чтобы нам удалось уберечься от болезней ближе к зиме.

- То, что команда тренируется в расширенном составе, включая лучших юниоров, способствует более быстрому повышению их мастерства?

- Здесь дело даже не в этом. В первую очередь мы так сделали потому, что не знаем, с каким кадровым потенциалом выйдем уже на следующий сезон. Скажем, может закончить Дериземля, непонятная ситуация у Седнева, восстановится или нет Вита, продолжит ли карьеру Бурдыга… Поэтому мы понимали, что если сейчас не подключим молодежь, а потом потеряем пять-шесть человек, то молодые спортсмены потеряют этот важнейший первый послеолимпийский сезон, и потом подводить их к корейской Олимпиаде будет намного сложнее. Ну и что скрывать – вне основной команды создать им такие же условия для подготовки мы не можем. Потому что если для национальной команды нам еще удается решать вопрос со сборами, то молодежь тренируется в основном на домашних базах в Тысовце, Сумах и Чернигове.

Поэтому привлечение молодежи на сборы – сознательный шаг. Даже несмотря на то, что мы по-прежнему испытываем большие проблемы с финансированием. Но мы решили пойти на дополнительные расходы, чтобы молодежь быстрее смогла войти в ритм взрослых тренировочных методик международного уровня.

- Однако в Румынии мы видели Юлю Журавок и Андрея Доценко, но там не было не менее перспективных Анастасии Меркушиной и Артема Тищенко…

- Настя осталась дома, потому что у нее выпускные экзамены. Потому она тренировалась в Тысовце , и оттуда же выезжала 29-го июля для сдачи экзаменов. Из Румынии это было бы сделать не реально. Но сейчас учебные вопросы позади, а пропущенный сбор, думаю, не слишком сильно повлияет на ее готовность к сезону, потому что в Тысовце Настя выполняла практически тот же план работы.

Что касается Тищенко, то он тоже заболел после возвращения домой с эстонского сбора. Инфекционная пневмония – это не шутки, и везти его в горы в таком состоянии было бы безответственно. Артем только три-четыре дня назад приехал в Чернигов и начал тренироваться. И мы по его состоянию еще будем смотреть, поедет ли Тищенко на летний чемпионат мира, или нет. То есть, подготовиться он, конечно, успеет, но нужно быть уверенным, что это форсирование подготовки не скажется на дальнейшем ходе сезона. Поэтому вопрос, поедет он в Тюмень, или останется тренироваться в Чернигове, пока остается открытым.

- Вы уже сказали, и это не секрет, что ситуация с государственными финансами очень сложная. Как удается находить выход?

- У федерации был кое-какой запас с предыдущего сезона, и сейчас нам также очень помогают друзья. Например, «ПЕРША ПРИВАТНА БРОВАРНЯ», с которой мы продлили спонсорское соглашение, а также компания «VIESSMANN». Кроме того, сейчас нам помог Национальный олимпийский комитет, который предоставил возвратную помощь – эти деньги мы вернем, как только получим финансирование от министерства. Пришлось также обратиться к тем запасам, которые были приготовлены на зиму для оплаты иностранным сервисменам, на приобретение парафинов – все это сейчас тратится на подготовку в надежде на то, что министерство все-таки компенсирует затраты, и зимой мы эти деньги используем по назначению.

- От сотрудничества с федерацией отказались несколько коммерческих спонсоров, в частности банки. Можно ли надеяться, что к старту сезона найдутся альтернативные источники финансирования?

- Я не думаю. Сейчас очень сложная ситуация, особенно в банковской сфере. Многие банки не выдерживают в связи с невозвратами кредитов, общим спадом экономики. Потому, конечно, они сворачивают свою спонсорскую деятельность по спортивным или социальным проектам. Мы все это понимаем, потому просто говорим спасибо за то, что поддержали команду и федерацию в олимпийском сезоне. Но мы продолжаем искать новые возможности для дополнительного финансирования.

- Ну и чтобы закончить о деньгах. Вита Семеренко во вчерашнем интервью обнажила проблему с неполучением обещанных квартир. Федерация может как-то повлиять на ситуацию?

- Я с Витой неоднократно общался по этому поводу. Точно так же они не верили, что получат премиальные за победу на Олимпиаде. Так же говорили: «Нас обманули, ничего мы не получим…» Та же ситуация повторяется сейчас с квартирой. Но мы постоянно работаем над этим вопросом.

Вита говорит, что получили две других девочки. Но во-первых, Джима квартиру тоже пока не получила, и этот вопрос мы тоже держим на контроле. А во-вторых, не надо забывать, что Вита и Валя после Олимпиады в Ванкувере уже получали квартиры, только за факт участия на Играх. Тогда мы постарались помочь решить этот вопрос, чтобы они могли останавливаться в Сумах, а не ехать домой, в село, тратя драгоценное время. Тогда ни Пидгрушная, ни тем более Джима квартир не получали.

Сейчас мы тоже работаем над тем, чтобы все обещанное девчонкам было предоставлено. Сессия сумского облсовета приняла решение о выделении денег на покупку квартир для Виты и Вали. Но потом, когда начали смотреть документы, оказалось, что они в своих квартирах прописаны без мужей. Потому чисто с юридической точки зрения покупать им по второй квартире за бюджетные средства государство не имеет права. Поэтому было принято решение на следующей сессии облсовета провести эти деньги по специальной статье, как премиальные от области за победу на Олимпийских Играх.

Вита и Валя об этой ситуации знают, но я вижу, что есть сомнения и недоверие. Но я постоянно контактирую и с министром молодежи и спорта, и с главой обладминистрации, и с председателем Сумского облсовета… Этим вопросом занимается и почетный президент федерации Николай Владимирович Томенко. Все в курсе этой ситуации. Следующая сессия облсовета состоится 15 августа, и там, я надеюсь, вопрос о выделении материальной помощи будет проголосован. (После того, как интервью было готово, поступила информация от министра молодежи и спорта Украины Д.С.Булатова, о том, что сессия сумского облсовета, на которой должны быть выделены деньги для Виты и Вали Семеренко, должна состояться сегодня, 6 августа - прим. Е.Т.)

Понятно, что им во время Олимпиады были обещаны квартиры. Но тогда была несколько иная ситуация в стране. Один из тогдашних чиновников (не хочу сейчас называть фамилию) по телефону пообещал выделение жилья. Тогда это можно было решить административным методом через телефонный звонок любому крупному бизнесмену. Так и планировалось купить квартиры. Но теперь, естественно, все изменилось – тех людей, которые это обещали, уже нет у власти, а сейчас мы прилагаем усилия, чтобы выполнить обещанное ими. Поэтому, повторюсь. Сестры Семеренко обязательно получат от облсовета материальную помощь, эквивалентную стоимости квартиры, и смогут, как и хотели, потратить их на строительство дома. Но для этого сейчас нужно немного понимания и терпения.

Параллельно через Сумской горсовет мы решаем вопрос о выделении квартиры для старшего тренера женской сборной Григория Ивановича Шамрая. Там тоже осталось пройти голосование на сессии горсовета, по этому вопросы я также активно контактирую с мэром города.

- В июле команду неожиданно покинула Мария Панфилова. Не могли бы Вы более подробно рассказать, почему так произошло?

- Здесь стоит говорить о каком-то психологическом сломе или переоценке ценностей у Маши. Этот отказ стал неожиданным не только для меня и команды, но и для ее семьи, и, может быть, даже для самой Маши. Как она говорит, в какой-то момент почувствовала, что ей это уже не интересно, и хочется заняться чем-то другим. А когда нет желания отдаваться на полную, постоянно заставлять себя делать что-то через «не могу» - ничего не получится.

Конечно, держать силой мы в этой ситуации ее не могли. Хотя, признаюсь, я старался переубедить Машу, что в этом сезоне она может раскрыться, выступать на уровне лидеров команды, ведь она не болела, как в прошлом году. Но она решила поступать в мединститут, учиться, и переориентировать род своих занятий. После этого я также разговаривал с мужем Маши, который тоже убеждал ее не торопиться с решением. Но случилось так, как случилось. Панфилова уволилась из штатной команды, сдала инвентарь, и мы расстались в хороших отношениях, пожелав удачи друг другу.

- В обнародованном составе на чемпионат мира по летнему биатлону представлены все сильнейшие. Это значит – команда поедет в Тюмень за результатом?

- Во-первых, мы отправляемся в Тюмень 12-го августа, и пробудем там до 25-го числа. По сути, это полноценный тренировочный сбор. Ведь у нас по-прежнему есть проблемы с количеством дней пребывания в шенгенской зоне, и мы вынуждены искать альтернативные варианты подготовки. Исходя из этого, мы провели два сбора в Румынии, теперь поедем в Тюмень, где, как говорят, построена шикарная тренировочная база с отличным питанием, новыми лыжероллерными трассами и двумя современными стрельбищами, а после чемпионата мира будем готовиться в Беларуси.

Ну и попутно в Тюмени примем участие в чемпионате мира – это получится очень хороший контрольный старт. Ну и вообще, мы всегда участвовали в летних чемпионатах мира и нередко добивались там высоких результатов. Поэтому мы выполняем одновременно две задачи: тренировки в хороших условиях и возможность проверить свой уровень на фоне хороших соперников.

- Как спортсмены будут готовиться в период после чемпионата?

- 25-го августа мы возвращаемся в Украину, после чего спортсмены получают отдых, а 4-5 сентября мы снова собираемся в Тысовце, где проведем сбор с участием в летнем чемпионате Украины (14-17 сентября). После этого 24 сентября приезжаем в Беларусь, где также примем участие в открытом летнем чемпионате этой страны. То есть, начиная с августа, у нас на каждом сборе будут старты. И, я думаю, это хорошо: лучшая тренировка – это соревнования. Тем более, нашим молодым спортсменам такая дополнительная практика точно не помешает.

- От высокогорных летних сборов тренеры отказались самостоятельно, или вынуждены были отказаться?

- В этом году чемпионат мира пройдет на равнине (Контиолахти – прим. Е.Т.), и это не требует большого времени пребывания в горах. Тем более, послеолимпийский сезон, как правило, более разгрузочный, а работа в горах имеет совершенно другую специфику. Поэтому мы решили высоко в горы не подниматься. Это во–первых. Во-вторых, опять же, шенгенские дни: горные сборы – это Австрия или Италия. Потому в нынешнее межсезонье мы работаем преимущественно на среднегорье: это Румыния (1350 м), Тысовец (1000 м), а остальные сборы – на равнине.

Вообще, в предстоящий олимпийский цикл я смотрю с оптимизмом. У нас подрастает отличная молодежь – это и Журавок с Меркушиной, и Тищенко с Доценко, и другие ребята. Конечно, рассчитываем и на наших традиционных лидеров. Хотелось бы, чтобы Андрей Дериземля сумел стабилизировать свою стрельбу, потому что порой на рубеже делает ошибки, не характерные для такого опытного спортсмена. Кроме того, мне очень нравится усиление в лице Семакова и Жирного в мужской команде. Сразу обратил внимание их подход к тренировкам и соревнованиям: они много интересуются, профессионально относятся к подготовке. И, думаю, если обойдется без серьезных болезней, это будет хорошая помощь команде.