Бордиян: Хотелось бы вернуться в "Металлист"

Автор
Бордиян: Хотелось бы вернуться в "Металлист"

Футболист харьковского "Гелиоса" Виталий Бордиян рассказал украинским СМИ о лучших моментах в своей карьере.

Виталий Бордиян оказался в "Металлисте" еще до прихода Маркевича, а под руководством Мирона Богдановича оставался игроком основы пять сезонов, лишь в сезоне 2010/11 уступив место в основе Кристиану Вильягре.

"Пошел на тренерские курсы"

- Виталий, в этом году вы вернулись в Харьков, только не в "Металлист", а в перволиговый "Гелиос". Не было возможности вернуться в "Металлист"?

- Может быть, меня бы и пригласили, но на момент комплектации команды к новому сезону я был травмирован. Когда восстановился, тренировочный процесс завершился и стартовала Премьер-лига. Я общался с руководством "Металлиста", они рядом живут со мной в Харькове. Но ответил им, что пока не залечу травму, ничего не отвечу. Конечно, вернуться в родной клуб хотелось.

- В апреле вы пошли на тренерские курсы. Уже мысленно себя готовили, что пора заканчивать, и стали осваивать новую профессию?

- Я не знал, как у меня сложится с восстановлением после травмы. У меня долго срасталась кость. Мысленно я себя готовил, что может придется завершать. А чтобы не тратить время впустую, пошел учиться. И для себя много нового узнал, и на футбол стал смотреть по-другому.

- Кто позвал в "Гелиос"?

- Агент. Он предложил потренироваться с "Гелиосом", сказал, что если буду жив-здоров, то контракт подпишут. Скажем так, Бордияна знали, но никто ж не знал, в каком он состоянии. В итоге, потренировался несколько дней и убедил тренерский штаб, что могу еще приносить пользу.

- В "Гелиос" пошли не чтоб заработать, а поиграть в удовольствие?

- Вы сами знаете, какие зарплаты водятся в первой лиге. У меня стояла одна цель: набрать форму и получать игровую практику, чтоб выйти на прежний уровень. Я подписал соглашение до конца первого круга, после чего я могу покинуть "Гелиос" без финансовых обязательств. Но наперед я не загадываю. Получится выйти на более сильный клуб – хорошо, нет – продолжу играть в "Гелиосе".

- Перед "Гелиосом" стоит задача попадания в Премьер-лигу?

- Президент ставит планы поэтапно. На этот год он хочет попасть в тройку. Но президент "Гелиоса" человек амбициозный и, мне кажется, в душе он хочет играть в Премьер-лиге. Так что, думаю, будет такая цель поставлена в ближайшее время, может быть, на второй круг.

- Финансово "Гелиос" осилит вышку?

- Понятно, что это другой уровень во многих вопросах. Нужно и финансово укрепляться, и состав усиливать, а это большие дополнительные затраты. Думаю, президент к этому готов. Здесь больше зависит от наших результатов в первой лиге. Своими результатами мы можем подтолкнуть его на такой шаг!

"Волга" не должна была вылетать"

- Перед "Гелиосом" у вас был период в "Волге". Остались довольны?

- Все шло неплохо до того момента, когда перестали платить зарплату и когда я получил травму из-за которой пропустил весь второй круг. Последние полгода выпали. Тогда же и тренерский штаб во главе с Юрием Калитвинцевым ушел. Но в целом в "Волге" мне понравилось. Футболисты были хорошего уровня, и команда не должна была вылетать. Но с финансированием стали большие проблемы, поэтому неприятная участь постигла "Волгу".

- "Волга" осталась должна?

- Нет, рассчиталась. Все до копейки на счет поступило. Слава Богу, контракты футболистов в России защищены.

- В чем отличие российского первенства от украинского?

- Сейчас уровень украинского чемпионата сильно упал. Но еще год назад уровень двух лиг ничем не отличался. В России первая восьмерка команд более сбалансированная. Средний класс - выше. В Украине всегда было 3-4 хороших коллектива, но без среднего класса. Остальные по уровню заметно ниже. В первенстве России чемпионат более ровный. Плюс финансирование коллективов, конечно, в России повыше, поэтому и средний уровень легионеров выше.

- В "Волге" играли Каряка, Алдонин, Колодин, а также Булыкин и Сычев, которые на двоих не забили ни одного гола в сезоне. Оказывается, опыт не всегда идет во благо?

- Бесспорно, все перечисленные футболисты высокого уровня. Их как раз взяли в тот период, когда команда неплохо играла. Но внезапно пошли большие задержки, и вроде играют те же футболисты, но что-то надломилось и не могли никого обыграть.

"Настоящий "Металлист" начинается с "Эвертона"

- "Металлисту" вы отдали восемь лет. Вспомните свой первый день в "Металлисте"?

- Я помню день подписания контракта. Тогда полкоманды разбежалось, большая часть – в харьковский "Арсенал". В "Металлисте" осталось человек семь. Подписал я контракт 3 января. Поехал на базу. Тренировались в основном молодые ребята. Дней десять работали на искусственном поле и на снегу. Вот так проходили первые дни. Даже тренерский штаб не был назначен, командой руководил Иванов. Позже назначили Заварова.

- С какого момента, на ваш взгляд, начинается настоящий "Металлист"?

- Наверное, с момента встреч с "Эвертоном". Все поняли, что мы можем играть, расти и обыгрывать команды, которые по уровню выше нас.

- Это же тогда вас похвалил (читай - благословил) после игры Фил Невилл, который зашел в раздевалку "Металлиста" с напутствующими словами?

- Наверное, я в душе был в тот момент (смеется). Но это известный случай. Ребята рассказывали. И было очень приятно. Наверное, сам Невилл не ожидал, что "Металлист" вдевятером выстоит и увезет из Англии ничью. К тому же, отыгрались в меньшинстве. "Эвертон" по именам впечатлял. Да в принципе, "Эвертон" всегда в Англии котировался высоко – пятая-шестая команда по силе. В том матче "Металлист" проявил волю и характер, что, видимо, и впечатлило капитана "Эвертона".

- С того состава Эдмар и Папа Гуйе сегодня играют в "Днепре". Вас это удивляет?

- Не хотел бы я их видеть в "Днепре", но раз так жизнь распорядилась, я не могу их осуждать. Это их выбор. Они посчитали незазорным перейти в "Днепр".

- Что для вас значит "Днепр"?

- Это соперник и враг номер один "Металлиста".

- Когда "Днепр" играл с "Севильей", кого вы поддерживали?

- Понятно, что "Днепр". Даже не обсуждается. За любую украинскую команду в еврокубках я болею – неважно "Днепр", "Заря" или "Динамо".

- По накалу именно матчи с "Днепром", а не с "Динамо" и "Шахтером", были самые горячие?

- На начальной стадии – да! Мы с "Днепром" боролись за третье место. Но с каждым годом мы росли, и встречи с "Динамо" и "Шахтером" стали в один ряд с "Днепром". Мы реально понимали, что могли вскочить на второе место. Был период, когда мы шли и на первом месте, но все равно опустились на третье.

- Самый памятный матч с "Днепром"?

- У нас всегда были интересные игры. Всегда было весело, и есть что вспомнить. Конечно, приятнее говорить о победах. Мы два года подряд обыгрывали "Днепр" 3:2 в Харькове. Особенно интригующей получилась встреча, когда мы после первого тайма вели 3:0 после дубля Жажи и гола Рыкуна, а во второй половине "Днепр" быстро отыграл два мяча, но нам удалось в итоге удержать преимущество. Второй раз побеждали уже 3:1, но тоже чуть не доигрались до 3:3. И, конечно, каждый раз не обходилось без удалений в этих встречах.

- В Лиге Европы "Металлист" начал наводить шороху с сезона 2008/09. Какие три еврокубковых матча вы вспомните?

- Конечно, это "Бешикташ" 4:1 с сумасшедшими мячами с центра поля. Очень увлекательные игры были с "Сампдорией", причем все четыре. Еще победа над "Галатасараем" в Стамбуле при неистовых болельщиках, когда Эдмар забил единственный мяч.

"Поражение от "Динамо" в Кубке УЕФА - самое неожиданное"

- Поражение от "Динамо" в 1/8 финала – самое болезненное?

- Самое неожиданное. По ответной игре ничего не предвещало того, что мы не пройдем дальше. Но забили нелепый гол в свои ворота и, хотя победили 3:2, но в четвертьфинал Кубка УЕФА не прошли. После того, наверное, две недели в подавленном состоянии находились, не могли отойти от поражения. Считали, что незаслуженно не прошли дальше.

- Могли ли на поражение в Киеве повлиять нефутбольные обстоятельства? С первого раза прилететь в Киев не вышло…

- Тогда нас еще здорово искупали в Добромыле. По непонятным причинам встречу с ФК "Львов" играли в Добромыле, когда матч должны были отменить. В день матча пошел снег, поле не было готово. Это было плавание на открытой воде. У меня есть фотографии с того матча, где игроки по колено в грязи. Мы потратили нереально много сил. После той встречи я заболел и с температурой слег, из-за чего не играл в первом матче, плюс еще некоторые ребята схватили простуду. Через три дня была игра в Киеве. Ну плюс и эта ситуация с самолетом, когда он взлетел, и оказалось, что один пропеллер не работает. Пришлось ждать второй самолет. Перетрусило команду за эти дни сильно. В футболе мелочей не бывает. Конечно, все это повлияло на наше состояние.

- Сергей Валяев решил машиной из Львова добираться на игру (не захотел снова садиться в самолет). Кроме него кто-нибудь еще на игру добирался машиной?

- Нет.

- После игр начались словесные перепалки: Алиев ответил, что рано еще "Металлисту" на таких стадиях в еврокубках играть, а Бадр Эль-Каддури спровоцировал общественность тем, что сказал, что не знает такого игрока, как Северин Ганцарчик…

- Я бы посмотрел на Алиева, если бы матч завершился 3:1. Не от большого ума говорят такие вещи. Ну а по поводу слов Эль-Каддури, честное слово, уже ничего такого не помню.

"Расстался с "Металлистом" по-человечески"

- Вы застали в "Металлисте" Александра Кучера. Что из себя он тогда представлял?

- Понятно, что на тот момент я не мог представить, что Саша станет одним из незаменимых игроков сборной на долгие годы. Но уже тогда он здорово цеплялся за мяч при отборе, физические кондиции у него всегда были на надлежащем уровне – он спокойно мог два матча подряд отбегать. Я очень рад за Сашу!

- Когда "Металлист" приобретал Кристиана Вильягру, не могли подумать, что он станет топ-защитником в Украине и, пожалуй, самым сильным правым беком, который когда-нибудь в "Металлисте" играл?

- Это, наверное, больше вопрос к тренеру. Но я вспоминаю, что в "Металлисте" была настолько дружелюбная атмосфера, что каждого легионера, который приходил к нам, мы тепло встречали и всецело помогали. Может быть, по этой причине все латиноамериканцы раскрывались и становились ведущими футболистами. Посмотрите на Марлоса и Тайсона. После "Металлиста" они перешли на более высокий уровень и стали ключевыми игроками "Шахтера". Если бы не травмы, то и Азеведо играл бы в основе.

- Когда вы окончательно поняли, что Маркевич на вас не рассчитывает?

- Мое положение усугубила травма. На восемь месяцев я оказался вне футбола. Команда уже была на ходу и, разумеется, тренер не станет проводит ротации. Я понимал, что мне будет сложно вернуться в основу и стал думать об уходе, чтобы иметь игровую практику. Если бы остался тогда в "Металлисте", может быть, уже закончился б футболист Бордиян. Я решил пойти по другому пути.

- Расстались с "Металлистом" полюбовно?

- Конечно. У меня оставалось полтора года контракта, но меня отпустили с миром. Я подошел к Красникову и Волику, и они пошли мне навстречу – сказали, ради Бога, без каких-нибудь компенсаций можешь уходить, а если хочешь – оставайся! Все было порядочно и честно.

- Считаете, "Металлист" будет жить или его постигнет печальная судьба киевского "Арсенала", донецкого "Металлурга"?

- Даже не хочется думать о плохом. Надеюсь, клуб будет жив. Вот под моим окном занимаются дети в Академии, я их вижу каждый день и мечтаю, чтоб они имели родную команду. Но сейчас тяжело что-то говорить.

- У вас очень большая семья – трое сыновей (Артем, Никита, Ян) и дочка (Милена). Старший, Артем, в футбол не пошел?

- Нет. Он уехал учиться заграницу. Средний, Никита, и младший, Ян, занимаются в Академии "Металлиста". Станут ли они футболистами – покажет время! Это будет уже зависеть от них самих.

- О чем мечтает Виталий Бордиян сегодня?

- О мире. Чтоб все были живы и здоровы, и чтоб было больше взаимопонимания между людьми. И побольше доброты.