Воронин: Я еще не до конца убил в себе футболиста
- Автор
- Дата публикации
- Автор
В результате почти десятимесячного обучения на курсах лицензирования ФФУ экс-форвард сборной Украины Андрей Воронин получил тренерские дипломы категорий А и В.
- Что было для вас самым сложным в процессе обучения?
- Сначала было просто сложно осознать, что я пошел на тренерские курсы. Все время казалось, да и сейчас до сих пор кажется, что я еще не до конца убил в себе футболиста. Смотрю некоторые игры и очень часто хочется впрыгнуть в телевизор, чтобы выйти на поле самому. В общем, не верится, что с активной карьерой игрока уже покончено. На начальных занятиях испытывал очень странные чувства. Можно сказать, первый раз в жизни на все сто процентов прочувствовал, что быть игроком - это одно, а тренером - совсем-совсем другое.
- Ну а что оказалось самым интересным?
- Понять и разграничить, что из всего обилия любопытной информации очень многое можно и нужно оставить при себе, а кое-что, вполне вероятно, может, вообще, никогда не пригодится.
- Штат преподавателей на наших тренерских курсах довольно обширный?
- Не то слово. Секретами профессии с нами делились такие специалисты, как Шамардин, Бузник, Ковалец, Кащей, Лысенко, Грозный и даже Йожеф Йожефович Сабо… Ой, всех уже и не упомню и заранее извиняюсь перед теми, кого не назвал. Лица педагогов сменялись очень интенсивно. Процесс обучения длился в общей сложности более девяти месяцев: у нас было четыре сессии, в течение которых мы превращались в школьников. Сидели за партой пять дней в неделю, с полдевятого утра до семи вечера. Хотя сравнение со школой не очень точное: в школе я так долго и упорно никогда не занимался. (Улыбается).
- Тяжело?
- Особенно последние несколько часов. Информации столько, что начинает зависать система и глючить процессор. Приезжал домой и говорил супруге: слушай, дай отойти, а то голова квадратная - ничего не соображаю. И главное, что в первые два часа лекции кажется, что тебя прилично нагрузили, но в последние четыре-пять ты уже забываешь, что было утром.
- Какие аспекты тренерского ремесла вызывали у вас самый высокий интерес - тактика, "физика", психология футбола?
- Больше всего нравилось, когда мы разбирали какие-то нюансы на основе видео-материалов. Директор центра лицензирования Валерий Шамардин показывал нарезки характерных эпизодов - например, матчей последнего чемпионата Европы, и мы в режиме диалога обсуждали увиденное, высказывали свои мнения, сравнивали их с видением других ребят... Благо, вся наша группа состояла из вполне играющих парней, некоторые из которых, как скажем, Саша Шовковский, до сих пор выступают на высочайшем уровне, а остальные отлично разбираются в футболе, поиграв за "Динамо", "Шахтер", "Черноморец" и другие приличные клубы (была среди последнего набора начинающих специалистов и девушка - работающая в команде "Житлобуд-1" Валентинв Котик. - Прим.).
- Входит ли в ваши ближайшие планы получение Pro-диплома?
- Пока об этом не думал. Теория - теорией, но тренер без практики - одно название. Нужно какое-то время поработать, чтобы точно понять - мое это или нет. А сегодня я еще не очень хорошо понимаю, смогу ли я проявить себя в этой профессии, насколько она мне, вообще, близка. Если уж впрягаться в тренерскую деятельность, то хочется быть хорошим специалистом и передавать свои знания по назначению.
- А если для начала вам предложат стать ассистентом или поработать в детско-юношеском футболе, посчитаете это нормальным стартом?
- Конечно. Я буду выглядеть нелепо, если сейчас заявлю, что уже готов к чему-то большему. Да и потом с моим сегодняшним дипломом я могу работать на серьезном уровне исключительно ассистентом. И, в общем, не вижу в этом ничего плохого: если главный тренер моего клуба - интересный и самобытный специалист, у него можно многому научиться. Ну а если мы говорим о детях или юношах, то здесь уже важно, о каком именно возрасте идет речь. На примере своего 9-летнего сына могу сказать, что с совсем маленькими футболистами мне работать сложно. Я подхожу к ним как сложившийся футболист и требую слишком многого. А к детям нужен совсем другой подход.