Шеф-повар Шахтера рассказал, как бразильцы относятся к украинскому салу

Автор
Шеф-повар Шахтера рассказал, как бразильцы относятся к украинскому салу

Любомир Тошич поделился меню игроков Шахтера, рассказал, почему берет с собой творог за границу и чего не едят африканские футболисты.

Шеф-повар Шахтера и сборной Украины Любомир Тошич в интервью iSport.ua рассказал, как питаются футболисты в тренировочный и игровой день, на чем основывается меню и чем украинские продукты отличаются от европейских.

– Любомир, меню для игроков вы сами составляете или диетолог?

– Меню составляю я вместе с докторами и тренерами по физподготовке.

– От чего отталкиваетесь при его составлении?

– Рацион футболистов зависит от дня, то есть, от нагрузки. В основном игроки едят все, запрещенного ничего нет, кроме трансжиров. Поэтому все, что содержит маргарин – круассаны, выпечка, – это все исключается. И также исключается свинина. Остается говядина, курица, рыба, морепродукты, утка, кролик.

– Чем отличается меню в тренировочный и игровой день?

– Если это день игры, то еда более легкая, тогда мы готовим на пару или запекаем, чтобы не было лишнего жира, чтобы еда была не тяжелая, быстро переварилась и усвоилась. Кроме того, нужно больше углеводов. Мясо, рыба, птица, паста, рис – быстро усваивающиеся углеводы. И после игры в течение двух часов тоже обязательно паста, рис, пицца – это все уже стоит у игроков в раздевалке.

Если у нас тренировочный сбор, то еда всегда очень насыщенная, потому что в такие дни у них может быть две тренировки в день и они должны успевать восстанавливаться. Футболистам нужно успеть поглотить калории, потраченные на тренировке, прежде, чем идти на следующую.

– В случае победы разрешаете съесть что-то, чего нет в обычном меню? Хотя бы десерт?

– Нет, ничего особенного не готовим. Десертов у нас нет. Только кофе и чай и сухое печенье или бисквитные маффины. Крем и шоколад исключаем, особенно в игровой день.

– Какая кухня преобладает в вашем меню?

– Кухня смешанная – как украинская, так и европейская.

– Как бразильцы воспринимают украинскую кухню?

– Они очень быстро привыкают к нашему меню. Борщ едят, гречку, винегрет, сало не давал, но, сомневаюсь, что они бы его ели. Капризных в этом плане ребят нет. Африканские футболисты не едят ничего, связанного со свининой, даже ветчину.

– Не просили вас приготовить что-то национальное для них?

– Нет, не просили.

– А вообще игроки могут попросить вас приготовить что-то, что они любят?

– Да, конечно, могут. Но не то, что любят, а то, что им нужно. Если диетолог что-то запретил и сказал есть другое, то я приготовлю. Но у нас разнообразное меню, поэтому каждый для себя найдет то, что любит. А так, это одна команда, поэтому едят все одинаково. У нас много фруктов, салатов, мяса, гарниров, овощей в разном виде. В меню есть все.

– Вкусы украинцев и бразильцев, наверняка, отличаются, не замечали?

– Нет. Вкусы не отличаются. Может быть такое, что сегодня, например, рыба останется, а на следующий день мясо. Они сами чередуют, знают, кому что надо. А вообще я видел меню многих сборных и клубов и все они отличаются только некоторыми нюансами, обусловленными национальностью. В целом, все одинаково.

– Игроки питаются на базе?

– В Донецке у команды была своя кухня, там все время заказывались продукты. Футболисты много времени проводили на базе, там завтракали, обедали и ужинали. Сейчас у нас на базе в Киеве нет полноценной кухни, где можно было бы готовить. Мы там только завтракаем. Поэтому полноценно я готовлю только на выездах.

– А как это происходит на выезде?

– За две недели перед вылетом мы делаем заказ для меню, чтобы у гостиницы было время подготовиться и обеспечить нас продуктами. Если каких-то продуктов нет, то они сообщают нам и предлагают чем-то заменить. Я вылетаю на два дня раньше команды, чтобы все подготовить.

– Случались проблемы с продуктами за границей?

– Творог не могли найти во Франции. Но у нас есть холодильники и если выезжаем на сбор на долго, то берем творог с собой. Гречку тоже берем. В остальном все есть, но качество продуктов в Украине мне нравится намного больше, чем на западе. И отношение поваров и людей на кухне в гостиницах в Украине лучше, чем в Европе. Я работал в 26 разных странах с разными поварами и могу сказать, что отношение у всех разное, некоторые идут навстречу и готовы помочь, некоторые – нет. Но все решаемо. Мы всегда высылаем райдер, где помимо продуктов, указываем, сколько персонала нам нужно на кухне. Это обеспечивает гостиница. А в Украине есть помощники, которые ездят со мной.

Однажды был случай, когда отель не выделил мне ни одного помощника. Там был среди поваров один поляк, который сам вызвался мне помочь, иначе я бы все готовил один.

– Не сложно привыкать каждый раз к новой кухне?

– Сначала было очень тяжело, но сейчас на каждую кухню захожу как на свою. Уже привык и понимаю, что если я не буду себя чувствовать хозяином, то ничего не получится, меня не воспримут серьезно.