Китайские умники

Китайские умники

Пора пересмотреть свои взгляды на смартфоны китайского производства.

Если при словосочетании "китайский смартфон" у вас в голове возникает образ поддельной NokLa с двумя SIM-картами и телевизором, это значит, что в своих представлениях о Китае и китайской хай-тек-индустрии вы задержались в середине 2000-х.

Невероятный экономический рост в стране имеет законные последствия — в Китае улучшается научная база и, что очень важно, появляется внутренний платежеспособный спрос. Рынок "подвальных" поделок все еще велик, но компании, выросшие над этим уровнем, исчисляются десятками, и мировым грандам смартфонного рынка скоро придется потесниться — глобально. В Китае их уже вполне успешно подвинули.

Сегодня Китай является самым большим в штучном исчислении и самым динамичным рынком, потребляющим смартфоны. Рост за последний год составил 119%, продажи — 77 млн штук! В 2012 году ожидается, что цифра вырастет до 140 млн. Обычные китайцы стали платежеспособными. Зарплата рабочего на заводе достигает 400 дол., а с различными доплатами переваливает за 500. В стране стремительно формируется средний класс, потребляющий качественные товары. Например, именно в Китае купили почти 7 млн iPhone за первый квартал этого года — 5-я часть всего мирового объема! И это при астрономической по тамошним меркам цене в 790 дол.

Впрочем, Apple не является лидером локального рынка — в хит-параде продаж доминируют азиатские игроки. Их имена у нас на слуху: Samsung, ZTE, Lenovo, Huawei. Кроме лидирующего Samsung, отрыв которого от 2-го места, впрочем, невелик, остальные компании — китайские. Одной из главных причин тому является исключительная динамичность китайского рынка. Например, доля Apple, бывшей в начале года вторым по величине поставщиком, ощутимо упала уже во втором квартале — в Китае трудно долго продавать один и тот же смартфон. На местном рынке новые модели выходят практически на ежедневной основе. При этом места хватает даже маленьким компаниям, ведь в Китае около 1 млрд абонентов сотовой связи, и более половины тех, кто покупает мобильник в этом году, выбирают смартфоны. Именно из-за величины рынка и близости к производству даже небольшой игрок с крохотной долей рынка может выйти на значительный объем продаж и создать базу для развития и глобальной экспансии. Конечно, при условии, что он делает качественный продукт.

В общем, в высоком ценовом сегменте с топовыми процессорами китайцам пока похвастать почти нечем. Впрочем, для работы на внутреннем рынке это и не требуется. Основной по объему сегмент на сегодня — смартфоны стоимостью около 150$, и аналитики ожидают, что в ближайшее время большая часть смартфонов будет стоить еще дешевле — $100.

Именно бешеная ценовая конкуренция и, как следствие, небольшой заработок на каждом проданном устройстве побуждает китайских производителей искать новые бизнес-модели и новые рынки сбыта. Самый очевидный путь — это к соседям, в Европу. Но приспособиться к местным правилам игры сможет не каждый производитель. Кроме более низкой, чем у грандов, цены, нужно предложить и дизайн в европейском стиле, и гарантийное обслуживание, а в идеале — создать устройству добавленную ценность: просто установить на него голый Android недостаточно.

Весьма перспективную ставку на сервисы сделал крупнейший китайский онлайн-гипермаркет Alibaba. Фирменная Aliyun OS для разнообразия не является кастомизацией Android, это собственная разработка. Правда, тоже с элементом жульничества — через встроенный эмулятор здесь запускаются многие Android-приложения. Но основная сила ОС — в "облачных" сервисах синхронизации файлов и медиа (каждому пользователю полагается 100 Гб онлайнового хранилища), поиска информации, общения в локальных соцсетях. Можно сказать, что Alibaba, точнее его подразделение Alicloud, хочет заместить на местном рынке Google. Пока на базе Aliyun OS вышло 5 устройств с суммарным тиражом более миллиона штук. Впрочем, раньше двадцатого миллиона мы вряд ли увидим подобные устройства вне Китая.