Ремонт электроники автомобиля: экономия на порядок

Автор
Ремонт электроники автомобиля: экономия на порядок

Пожалуй, одна из самых сложных и специфичных работ при ремонте автомобиля - восстановление электронных блоков.

Казалось бы, современные технологии производства развиваются семимильными шагами. Особенно это касается электроники - еще недавно огромный телевизор с 25-дюймовым экраном приходилось носить вдвоем, а сегодня плоскую LCD-панель с диагональю около метра можно закрепить на стене парой шурупов.

Продолжают совершенствоваться и автомобильные комплектующие: в современных машинах становится все больше электроники, управляемой к тому же не аналоговыми сигналами по пучкам проводов, а цифровыми, по CAN-шине или оптоволокну. Жить бы да радоваться тому, что проблем по "электрической" части стало меньше, но не тут-то было.

Как утверждают сервисмены, надежность современных электронных компонентов оставляет желать лучшего: за последние годы, несмотря на технический прогресс, она ощутимо упала. Причем складывается ощущение, что производители намеренно закладывают в блоки сильно ограниченный ресурс. Надеемся, не специально

Достаточно часто встречаются и конструктивные просчеты, которые, хочется надеяться, не носят преднамеренного характера. Так, неудачное расположение блока (например, вблизи двигателя, где не избежать температурного воздействия) быстро выводит его из строя, хотя достаточно лишь переместить блок в более подходящее место, и срок службы увеличится в несколько раз. Новые блоки управления очень дороги — по сути, каждый из них представляет собой мини-компьютер с хорошей производительностью, поэтому и стоит от 500 до 25 000 грн. даже для бюджетных автомобилей. Неудивительно, что нашлись умельцы, которые освоили ремонт и программирование электронных блоков: используя собственные ноу-хау, они научились разбирать "неразборные" конструкции, менять "незаменяемые" детали и внедряться в софт, хорошо защищенный производителем от подобных посягательств.

В 50% случаев выхода из строя электронных блоков его аппаратная часть ("железо") остается исправной. Нарушения происходят в программном обеспечении, причем иногда настолько серьезные, что даже дилеры, используя свое оборудование, не способны вернуть блоку работоспособность. Подчас причина "слета софта" чрезвычайно банальна: к примеру, он может произойти при долгом простое автомобиля и, как следствие, постепенной разрядке АКБ.

Ошибки обходятся дорого

Симптомы подчас заставляют сервисменов идти по ложному пути: так, при сбоях в работе блока управления АКП многие грешат на саму коробку, обрекая владельца автомобиля на дорогостоящий ремонт. Новый блок на Toyota RAV4 обойдется в 10 000 грн., тогда как украинские электронщики обещают починить вышедший из строя за 1500–2000 грн. — экономия почти на порядок!

Однако нередко выходят из строя и компоненты блоков, заменить которые непросто. Во-первых, как мы уже упоминали, блоки часто выполняют неразборными, поскольку производитель не предусматривает их ремонта. Во-вторых, комплектующие невозможно найти в свободной продаже — иногда они даже не маркированы, что затрудняет их идентификацию. Приходится собирать собственные аналоги опытным путем или использовать донорские детали с неисправных блоков. Такой вид ремонта требует не только наличия специального оборудования, но и определенных авторских наработок. Конечно, далеко не каждая неисправность поддается ремонту, но, если он возможен, заказчик экономит значительную сумму.

Удручает лишь позиция автопроизводителей: судя по отзывам украинских электронщиков, они не стремятся сделать автомобильные компоненты более надежными.

Совет профессионала

Александр Мишин, ведущий специалист лаборатории по ремонту автомобильной электроники

Восстановить работоспособность электронного блока автомобиля не так просто, как кажется. Производитель делает все, стремясь исключить стороннее вмешательство, чтобы у владельца машины не оставалось другого выхода, кроме замены. У каждого из специалистов, занимающихся подобным ремонтом, есть собственные наработки и технологии, подчас требующие дорогостоящего оборудования и сотен часов попыток и экспериментов.

Нас часто спрашивают, почему ремонт электронных блоков стоит так дорого (от 500 до 5000 грн.), хотя занимает всего минут двадцать. Именно потому, что нигде не расписано, как именно устранять неисправности, — до всего приходится доходить собственным умом. Причем далеко не все справляются с поставленной задачей. Более того, зачастую неквалифицированные электронщики (а порой и сами владельцы машин, начитавшиеся советов на интернет-форумах) только усугубляют ситуацию и делают ремонт невозможным.

Выбирая лабораторию для ремонта электроники, поинтересуйтесь опытом работы специалистов и гарантией на оказанные ими услуги. Если вам невнятно ответят на эти вопросы, советую обратиться в другой сервисный центр.