Игре "Тетрис" исполнилось 30 лет

Автор

Самая популярная компьютерная игра в мире празднует свое тридцатилетие.

Вы знаете, какая самая популярная компьютерная игра в мире? Нам кажется, что вы не только ее знаете, но и не однажды играли в нее, даже если вы далеки от мира компьютеров! Сомневаетесь? Ладно, не будем больше интриговать – эта игра называется «Тетрис». И именно о нем мы сегодня и будем говорить, ведь сегодня «Тетрис» отмечает свой 30-й день рождения. Даже не верится!

Кто и когда придуман легендарную головоломку?

 Произошло это поистине эпохальное событие ровно 30 лет назад. Создатель будущей игры 28-летний выпускник Московского авиационного института Алексей Пажитнов в то время занимался проблемами распознавания речи и искусственного интеллекта. Чтобы работать в этой сфере, необходимо было создавать и уметь решать многочисленные головоломки. По стечению обстоятельств в это время хобби молодого и малоизвестного программиста была игра Pentomino Puzzle (не компьютерная). Игра, придуманная американским математиком и инженером Соломоном Вольфом Голомбом, представляла собой поле, на котором нужно было правильно расположить фигуры, состоящие из пяти квадратов (поэтому она и называлась «Пентомино» - от греческого слова «пента» (пять) и «домино»). Пажитнов, увлекавшийся игрой, захотел усовершенствовать головоломку и создать ее электронный вариант – он работал над тем, что фигуры в процессе падения могли переворачиваться.

В ходе работы над игрой Пажитнов немного упростил задачу – вместо пятиквадратников он стал использовать фигуры из четырех квадратов, а также по правилам компьютерной игры фигуры могли падать исключительно вниз. Так и родился "Тетрис"! Кстати, «тетрис» - это сокращенное название игры, полное же звучит как «Тетрамино» (от греческого «тетра» - четыре).

После непосредственно создания игра еще два месяца дорабатывалась – в частности, ее сделали частично цветной, создали таблицу рекордов и, наконец – тадададам! – она вышла. Произошло это 6 июня 1984 года. Правда, пока игра еще не стала массовой – в нее имели возможность «рубиться» только сотрудники научно-исследовательского института, где работал Пажитнов, предварительно скопировав «игрушку» на дискеты.

Первое же устройство для игры появилось 18 июля 1985 года – т.е. ровно 30 лет назад. Удобное устройство с клавишами, интуитивно понятный интерфейс игры сразу полюбились первым игрокам. Через две недели по «Тетрису» сходила с ума вся российская столица, а позже игра стала распространяться и по миру.

Не остался незамеченным и создатель «Тетриса» - Алексею Пажитнову были присуждены сразу несколько наград Американской Ассоциации Программного обеспечения: за лучший потребительский софт, лучшую развлекательную программу и лучшую оригинальную разработку. И нужно сказать, награды были заслуженными: игра расходилась сумасшедшими тиражами, и только за два первых десятилетия ее экземпляров насчитывалось как минимум 250 млн!

Интересные факты о любимом «Тетрисе»

• Примечательно, что создание Пажитнова не приносило ему никаких доходов до тех пор, пока из России он не переехал в США в 1991 г. (и здесь же, кстати, в 1996-м основал компанию Tetris). Только после этого часть доходов от продажи лицензии на «игрушку» стала попадать в руки автора.

• В научной литературе порой можно встретить термин "эффект "Тетриса" или даже «синдром «Тетриса». Речь идет об одном интересном изменении мышления человека: переиграв в «Тетрис», человек может начать видеть характерные «четырехквадратники» во сне или время от времени начинать в мозгу складывать в тетрисоподобные конструкции предметы реального мира – к примеру, заметив коробки в супермаркете или увидев пустой «квадрат» между зданиями на улице.

• «Тетрис» породил множество различных более поздних вариаций игры: известны, к примеру, варианты, где вместо четырехквадратников выступают треугольники или фигуры из пяти квадратов. Существует версия, где игра ведется не для зарабатывания очков, а для того, чтобы открыть спрятанный рисунок. Наиболее же известной, пожалуй, является игра, где при соприкосновении фигур одного цвета вертикальные, горизонтальные и диагональные линии исчезают.

• Самой популярной мелодией «Тетриса» является русская народная песня «Коробейники» («Ой, полным-полна моя коробушка»). Эта мелодия послужила основой для многочисленных ремиксов западных групп, которые, к слову, для популяризации своих песен упирали на то, что взяли мелодию из «Тетриса». В некоторых версиях игры была встроена мелодия песни «Калинка» (известная также как «Калинка-малинка»).

• Засветился «Тетрис» и в мультфильмах: так, в мультсериале «Симпсоны» отец семейства упаковывает вещи с детьми и женой на манер «укладки» фигур в «Тетрисе», а в «Футураме» на планете с роботами прораб управляет постройкой блока из фигурок а-ля «Тетрис».