Единый диапазон частот для автомобильных радаров

Автор

Автомобили, оборудованные радаром, который помогает водителю избежать столкновения, могли бы стать более доступными по цене.

Если бы этим устройствам во всем мире была выделена одна и та же полоса радиочастот. Об этом сообщили в среду участники отраслевого "Консорциума 79 ГГц" на семинаре, организованном при координации Бюро радиосвязи Международного союза электросвязи (МСЭ). В Консорциум, действующий при поддержке Еврокомиссии, входят рад европейских компаний, среди них "Бош", "Рено", "Континенталь".

Как пояснил координатор проекта, представитель компании "Бош" Юрген Хильдебрант, "организация безопасного движения - сложная задача, и самый надежный способ ее решения - автомобильные радары". "Можно использовать видео и другие системы, но радары - самое приемлемое решение", - сказал он. Для того, чтобы радары работали без помех, им нужна своя полоса частот, причем, чем шире она будет, тем большими функциями будет обладать конечный продукт. Проведя анализ, Консорциум пришел к выводу, что идеальная полоса может быть найдена лишь в диапазоне 79 ГГц (77,5-81 ГГц).

"Основная проблема в частотах - возникновение помех, приводящих к тому, что радар показывает неправильную информацию, система выдает неправильный результат, а это приводит, в этом случае, к ДТП", - сказал советник исследовательской комиссии МСЭ Вадим Ноздрин. - Практически все ныне существующие частоты заняты. Для обеспечения же качества любой системе очень важна ширина полосы. Требуемые 4 ГГц - это огромная полоса и такого свободного размера не найти в другом диапазоне".

Сложность заключается в том, что во многих принципиально важных для автомобильной промышленности рынках - североамериканском, китайском, латиноамериканском - это частоты уже заняты. Как сообщил представитель компании "Континенталь" Франк Грусон, "в США этот диапазон отведен под радиоастрономию, в Канаде - под промышленные нужды, в Бразилии закреплен за Национальным агентством телекоммуникаций (Anatel)". Нет договоренности об использовании требуемых частот в Китае. Это означает новые переговоры и долгие консультации. Впрочем, в европейском Консорциуме не теряют оптимизма. "Мы будем обсуждать все эти темы, нет ничего невозможного", - сказал Грусон.

Диапазон 79 ГГц рассчитан для радаров малого радиуса действия. Они задействуются в системах автоматического экстренного торможения, например, когда на дорогу выходит пешеход или выезжает другая машина. Радары дальнего действия, используемые, например, в адаптивном круиз- контроле, имеют свои полосы радиочастот практически по всему миру (76-77 Ггц), и участники Консорциума надеются, что им удастся убедить правительства большинства стран в важности закрепления нужных частот и для радаров ближнего действия. В настоящий момент эти полосы выделены лишь в странах ЕС, России, Белоруссии, Грузии, Украине, Турции, на Балканах и в Сингапуре.

Делать же радары, адаптированные для разных стран, экономически нецелесообразно и не приведет к снижению стоимости оборудования, как это может произойти при его массовом производстве, отметил Грусон. Сейчас подобные устройства, являющиеся важным элементом систем активной безопасности, устанавливаются на дорогие версии автомобилей за дополнительную цену. Их стоимость колеблется от 700 до 2 тыс. евро. Однако ряд производителей начал включать радары в перечень базовой комплектации. Например, такими устройствами оснащаются все "Мерседесы" А и Б класса.

Ожидается, что решение по этому вопросу будет вынесено на Всемирную конференцию радиосвязи МСЭ, запланированную на 2015 год.