Европейцы примут участие в создании космического корабля "Орион"
- Автор
- Дата публикации
ЕКА примет участие в создании нового американского корабля многоразового использования.
Европейское космическое агентство (ЕКА) примет участие в создании нового американского корабля многоразового использования "Орион", на котором США планируют примерно через 20 лет отправить своих астронавтов на Марс. Как сообщил в среду помощник директора НАСА Уильям Герстенмайер, соглашение с ЕКА предусматривает разработку для "Ориона" служебного модуля на основе европейского грузового корабля, используемого по программе Международной космической станции.
Герстенмайер отметил, что в перспективе корабль будет задействован для самых сложных пилотируемых полетов, в том числе на астероид и на Красную планету. "Когда делают совершенно новый автомобиль, то думают о поездках не в ближайшую бакалейную лавку", - подчеркнул представитель НАСА, которого беспокоят сжатые сроки проекта.
ЕКА должно построить служебный модуль для "Ориона" к 2017 году - в этот период намечен его первый запуск с помощью нового тяжелого носителя Эс-Эл-Эс, который разрабатывает компания "Боинг". Спустя четыре года запланировано испытание корабля с экипажем на борту.
Самый первый пробный полет "Орион" должен совершить в 2014 году с помощью ракеты "Дельта-4". К этому времени служебный модуль для него сделает компания "Локхид-Мартин", которая разрабатывает и сам корабль, включая кабину, рассчитанную на четырех астронавтов. На корабле будут использованы модифицированные двигатели от "шаттлов", отслуживших свой срок и ставших теперь музейными экспонатами.
В служебном модуле с фирменным знаком "Сделано в ЕКА" будет размещаться силовая установка "Ориона", с помощью которой он сможет маневрировать в пространстве и переходить на другую орбиту. В нем также будут находиться системы жизнеобеспечения экипажа, в том числе энергетические батареи, приборы контроля за температурой, установки для подачи воздуха и воды. Служебный модуль будет соединен с кабиной вплоть до возвращения астронавтов на Землю.
По замыслам НАСА, во время первого полета в 2014 году "Орион" удалится от Земли на расстояние около 6 тыс км - в 15 раз дальше, чем Международная космическая станция. При возвращении он будет входить в плотные слои атмосферы со скоростью почти 32 тыс км в час, а температура на его поверхности превысит 1 тыс градусов по Цельсию. Такого не было ни с одним пилотируемым кораблем со времен полетов астронавтов на Луну на "Аполлонах".
Создание тяжелой ракеты-носителя Эс-Эл-Эс также идет по плану. Она будет сконструирована в разных модификациях и сможет выводить на орбиту грузы массой от 70 до 130 тонн. По расчетам НАСА, один ее запуск будет стоить около 500 млн долларов - в полтора раза меньше, чем в свое время стоила каждая миссия "шаттлов". Новая ракета-носитель и корабль "Орион" вместе составят интегрированную многофункциональную систему для пилотируемых полетов в дальний космос.
Будущий вклад ЕКА в этот проект оценивается примерно в 600 млн долларов. Приглашение европейцев во многом объясняется стремлением НАСА к экономии средств в условиях сокращения своего бюджета. В нынешнем финансовом году он составляет 17,7 млрд долларов - на 0,3 проц меньше, чем в прошлом. Что касается ЕКА, то для него участие в американской программе, нацеленной на полет к Марсу, - не только престижно, но и выгодно с научно-технологической точки зрения.