Корабли будущего: какими они будут?
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Морское судоходство на протяжении тысячи лет выполняет функцию кровеносной системы мировой экономики.
Экспортные грузы доставляются по океану в самые отдаленные уголки мира. Ни железнодорожный, ни автомобильный транспорт, ни, тем более, авиация не смогут составить конкуренцию контейнеровозам, сухогрузам и танкерам.
В последнее время гражданский флот стоит перед лицом революционных изменений. Это происходит из-за того, что кораблестроение находится под постоянной угрозой энергетического и экологического кризисов. Инженеры и ученые наперебой предлагают проекты кораблей нового поколения. При их изготовлении будут использованы новые материалы, не виданные прежде двигатели и источники энергии. Кораблям понадобится меньше топлива, их скорость возрастет, а загрязнение воды и воздуха будет минимальным.
Одним из инновационных проектов является корабль Earthplace. Идеологом проекта стал новозеландец Пит Бетьюн, который известен по своим работам в области биотоплива. Он хотел создать безвредный для природы корабль.
Корпус судна был выполнен в форме волнореза с 2-мя боковыми поплавками из экологически чистых композитных материалов. Earthrace не поднимался на волнах, а пронзал их. На высокой скорости он шел сквозь волны высотой 15 м, то есть выдерживал короткое погружение. Движение аппарата происходило с помощью 2-х дизелей, которые работали на горючем из растительного сырья. Несмотря на стоимость (2,5 млн дол.), на борту отсутствовал душ — единственным предметом комфорта стал унитаз.
Но судьба корабля оказалась довольно печальной. В 2009 году бизнесмен Эди Гил преобрел его за 1,5 млн дол. и передал природоохранному обществу Sea Shepherd. Earthrace был перекрашен в черный цвет.
Sea Shepherd отличаются своим агрессивным поведением в противостоянии с китобоями в Антарктике. Ожидалось, что судно прослужит благородной цели - Пол Уотсон, лидер организации, хотел с его помощью блокировать китобойные суда и не давать им преследовать великанов. Но при 1-м же противостоянии японцы, не мудрствуя лукаво, протаранили чудо-корабль, и тот затонул.
Другим проектом будущего стала модель Procteus. ''Это принципиально новая модель, — сообщил автор проекта Уго Конти. — Из-за малого веса он движется не так, как традиционное судно. В сущности, ''Протей'' как бы танцует на волнах''.
Он отличается легкостью и маневренностью. Для него не является проблемой забраться на мелководье — при половинной загрузке (предельная масса — 2 тонны) осадка составляет всего 40 см. Кабина для команды и пассажиров установлена на 2-х гигантских металлических ''лапах'', которые, в свою очередь, покоятся на 2-х понтонах, которые обеспечивают надежную плавучесть.
Разработчикам удалось спроектировать судно под названием X-Bow, которое отличается закругленной носовой частью. По сравнению с традиционными судами, у современных ''даккаров'' скорость увеличивается в среднем на 20%, наблюдается также сокращение расхода топлива на 15%.
Немаловажным для экипажей оказалось и то, что выход из волн у X-Bow - постепенный и плавный, а не быстрый и рывком, как у традиционных судов. ''Нам даже в суровый шторм удается выспаться по-человечески'', — заявил капитан одного из сейсморазведочных судов, построенных по технологии X-Bow.
Одна из компаний представила на всемирной выставке EXPO 2005 концепцию экологически чистого судна E/S Orcelle. "Мы решили представить наше видение 2025 года в форме автомобилевоза. Инженеры поработали не только над дизайном, но и над концепцией начинки. И, хотя он никогда не будет построен полностью, мы надеемся увидеть его элементы в будущих судах', — сообщил гендиректор компании Wallenius Wilhelmsen Нильс Дивик. - Этот корабль может перевозить 10 тыс. автомобилей и должен использовать только энергию Солнца, ветра и волн. Длина ''Орсея'' - 250 м, ширина — 50 м, осадка — 9 м. Площадь 8 его грузовых палуб равна 14 футбольным полям. Необычными являются и паруса на судне-фантазии — они покрыты фотоэлементами. Во время штиля, когда эти крылья не работают как паруса, их ориентируют на Солнце для максимальной отдачи солнечных батарей".
Еще одним необычным проектом стало судно Eoseas. Компания Stx Europe намеревалась совершить революцию в области круизных лайнеров. Проектирование судна Eoseas стартовало в 2007 году. Лайнер может принять на борт 3 тыс. пассажиров и 1 тыс. членов экипажа. На лайнере будет 5 мачт высотой до 100 м.
На палубах установят до 1000 кв. м фотоэлементов. Планируется очищение сточных вод, которые будут использоваться для мытья посуды, охлаждения оборудования, замены балластной воды и т.д. Также будет использоваться дождевая вода, собираемая на верхней палубе.