Сегодня в Украине празднуют Щедрый вечер

Автор

Через неделю после коляды, накануне Нового Года (по старому стилю) - Щедрый вечер. Это - остаток древнего, вероятно, дохристианского обычая.

По христианскому календарю - это день преподобной Мелании. В народной традиции оба праздника объединились, и теперь мы имеем Щедрый вечер или праздник Меланки, сообщает УНН.

В день 13 января украинцы начинали готовиться к новому циклу рождественско-новогодних праздников. Хозяин тщательно убирал все подворье, вычищал и хорошо кормил домашнюю живность, а хозяйка готовила все необходимое для щедрого ужина: праздничные блюда и чистую одежду для семьи. Люди считали, что в этот вечер с неба Щедрый бог, осматривает все хозяйство и входит в дом. Там его встречают духи предков и дух-Ладо, которые уже со Святого вечера находятся в доме (в Рай-Дидухе, сене и соломе). Увидеть Щедрого бога может еще и домашняя живность, которая в это время обладает способностью рассказывать Богу о том, как хозяин ее удерживает и кормит. Тогда как Сочельник был благодарностью за прошлогодний урожай, то 13 января устланный хлебом и сеном пол должен символизировать Щедрому богу богатые хлебные нивы и луга, которые от него ожидают в Новом году.

Вечером в церквях проходят торжественные Богослужения в заключение Старого года, чтобы в конце года возблагодарить Бога за уже полученные ласки и попросить новых на следующий год.

Щедрый ужин 13 января готовили преимущественно из скоромных блюд: жаркое, жареное мясо, колбасы, блины с салом, пироги, вареники с сыром. В некоторых частях Украины, как и на Сочельник, на стол ставили тоже 12 блюд, варили вторую щедрую кутью, заправленную смальцем. На стол ставили кныши и калачи и зажигали одну или три свечи. Обязательным было приготовление блинов. В ходе этого хозяйки приговаривали: "Чтобы все так росло в Новом году, как блины на дрожжах и чтобы солнце хорошо грело поля, как огонь печет блины". С наступлением сумерек вся семья надевает чистое платье, застилает скатерти и полотенца, окуривает дом травой или ладаном и, прочитав молитву, начинает Щедрую кутью. Хозяин садился за горкой пирогов, чтобы его не было видно, и приговаривал: "Чтобы и в дальнейшем вы меня так не видели" (т.е. из-за миски с большим количеством хлебной выпечки, что символизировало изобилие и щедрый урожай). Пирожки раздавали членам семьи, поднимали рюмки за здоровье близких и родных и желали Царства небесного умершим (так как еще бродили здесь души усопших, которые становились охранниками нив и полей, чтобы способствовать урожаю и приплоду).

В тот же вечер хозяин, взяв топор, перевесла и кутью, обходил домашних животных, пасеку и сад, благословляя свое хозяйство (топором трижды ударял по деревьям и угрожал их срубить, если не будут плодоносить).

13 января также называли Меланки или Маланки (по христианскому календарю Мелании - знатной римлянки V в., которая строила церкви, впоследствии стала монахиней и молитвами творила чудеса). Этнологи утверждают, что Маланка - древнейший украинский праздник, который имеет глубокие корни и восходит еще к каменному веку (неолиту). Потому на западноукраинских землях Маланка сопровождалась интересным театрализованным действом. Ватаги молодежи делились на военных персонажей ("старжу") и звероподобных ("диганию"). Соответствующие маски изготавливались дома и передавались по наследству. Возглавляли мистерию Маланки лидеры - "калфа", а кульминацией была борьба "медведей" - сильнейших ребят каждого угла села. "Маланкой" был, как правило, переодетый девушкой парень. Указанные персонажи, а среди них были еще и "звезда", "коза", "дед", "цыган", музыки, михоноша (все неженатые парни) творили т.н. "Живой вертеп" и обходили с щедривками каждый дом, желая хозяевам благополучия: "Щедрый вечер, добрый вечер, добрым людям на здоровье". Щедривки, в отличие от колядок, были преимущественно светскими песнопениями.