Органическую продукцию в Украине можно выращивать рядом с ГМО

Закон об органической продукции, принятый вчера Парламентом, хорошо подходит, чтобы размахивать им на встречах с представителями ЕС.

А вот украинским производителям органики он вряд ли поможет. Сейчас органическое производство в Украине вообще не регулируется. Правила на рынке определяются неофициально – путем объединений и договоренностей между самими фермерами. Несмотря на неофициальность, такой формат был довольно эффективен – мы несколько раз проводили контрольные закупки и ни разу не выявили случая, чтобы под видом органики продавалось что-то другое. Будет ли закон столько же результативен, как индивидуальные контакты? Не факт.

Сертифицировать все

Основное новшество закона – сертификация производителей органики - станет обязательным, будет создан национальный реестр таких компаний. Разумеется, на внешних рынках, куда сейчас направляется 90% произведенной  в Украине органики, эта бумажка ровно ничего не значит. В любом случае, производителю нужно получить сертификат страны-покупателя. Так сейчас и делает большинство фермеров.

Будь украинская сертификация сделана по подобию европейской – можно было бы говорить о попытке унификации стандартов. Но этого нет. Так что фермерам, которые и так вкладывают значительные средства в производство, теперь нужно будет потратиться еще и на подтверждение своего статуса в Украине.

Если рассматривать сертификацию как попытку навести порядок на рынке - это, несомненно, плюс. Но до сих пор непонятно, например, что будет представлять из себя орган сертификации – уполномоченное юрлицо или специальное ведомство.

Предчувствия тревожные. У нас уже есть печальный опыт в этой сфере, когда в 2010 г. через Парламент протянули передачу функций инспекции по экологической безопасности Минрегионбуду. "Протянули" в данном случае - не сленг, а констатация факта – закон проходил с нарушениями, без полноценного обсуждения в комитетах. В результате эти функции были сначала переданы Минрегионбуду, а затем – без шума – фирмам и фирмочкам, которые выдают заключения о проведении экспертизы и ликвидируются. В случае чего – даже судится не с кем.

ГМ-соседи

А вот одна из основных проблем производителей органики так и останется нерешенной. Разработчики  закона не забыли о запрете использования пестицидов в органическом производстве, предъявили повышенные требования к грунту, но совершенно упустили из виду сосуществование "органики" с ГМ-культурами.

Значительные площади в Украине заняты генно-модифицированными сельхозкультурами, которые выращиваются нелегально. В результате, любой производитель органики рискует, что на его поле произойдет переопыление с соседним участком – не исключено, что засеянным ГМО. И продукция, в производство  которой вложены значительные деньги, уже не будет считаться органической. Закон никак не регулирует эту ситуацию, хотя риск утратить статус органики из-за неудачного соседства очень высок. И эта тревога не надумана.

Риск утратить "органический" статус из-за неудачного соседства в Украине очень высок. К примеру, недавно Германия завернула большую партию украинской сои из-за того, что  анализ выявил ГМ-происхождение продукции. Здесь имело место именно случайное перопыление, ведь никто сознательно ГМО в Евросоюз не повез.

Бывает и наоборот. В Канаде был случай, когда фермер посеял свою кукурузу (не ГМ) рядом с полями, засеянными трансгеннной продукцией Monsanto. Произошло переопыление, компания подала на фермера в суд  – якобы он бесплатно воспользовался их интеллектуальной собственностью. Тяжба длилась 10 лет, пока с помощью лабораторных анализов не было доказано, что произошло самопроизвольное переопыление. Правда, у нас пока такое вряд ли возможно – официально в Украине трансгены еще не зарегистрированы.

Полуорганика

Идем дальше. Ряд  положений документа вообще невыполнимы. Например, в части, которая регулирует производство органических аквакультур, предписано использовать идеально чистые водные бассейны.  Неужели разработчики всерьез рассчитывали на выполнение этого пункта?

В Крыму, к примеру в Ласпи –  расположено одно из самых крупных предприятий по выращиванию мидий. Однажды ночью в бухту зашли 2 корабля и сбросили канализационные стоки. Понятно, во что к утру превратились эти моллюски... Поднялся скандал, была подключена экологическая прокуратура... Но как можно прописывать требования к чистоте воды в законе в стране, где такая ситуация в принципе возможна?

Кроме того, документ уже заведомо накладывает возможности для коррупции. Например, допускается "в исключительных случаях" применение неорганических компонентов, список которых будет определен уполномоченным органом. Во-первых, органический продукт с неорганическими составляющими – это как "немножко беременна". Во-вторых, это легализированная возможность для проверяющих инспекторов самостоятельно определять статус продукта и удельный вес допустимых компонентов. В Украине достаточно хороших специалистов, чтобы проводить объективную оценку органического производства, но будут ли они привлечены к этому процессу? И будет ли производимая в стране органика – органикой?  Большой вопрос...

Фото: nekrasotka.ru