Все, что мы знаем о сбитом "Боинге"

Автор
Все, что мы знаем о сбитом "Боинге"

Как развивались события вокруг катастрофы в течение года.

Год назад, 17 июля, Украину потрясло известие, которое шокировало весь мир и, возможно, повлияло на все дальнейшие события вокруг Донбасса, как в самой Украине, так и далеко за ее пределами.

Во второй половине дня МВД подтвердило, что неподалеку от Тореза в районе Грабово был сбит малайзийский Boeing-777, выполнявший рейс МН17 по направлению Амстердам-Куала-Лумур. На борту находились 298 человек, почти треть пассажиров – дети.

Связь с бортом прервалась около 16:20, самолет летел на высоте 10 тыс. метров.

Буквально через несколько часов ведущие российские СМИ – "РИА "Новости" и другие публикуют новость о том, что над Торезом сбит украинский транспортник Ан-26. Позже те же российские СМИ цитировали одного из лидеров боевиков – Александра Бородая. "Если это действительно был пассажирский самолет – то это сделали не мы", - заявил он. Боевики и российские СМИ все еще были уверены, что сбит "небольшой самолет".

Все дальнейшие разбирательства вокруг падения лайнера, виновников и причин были наполнены фейками, поддельными "сливами" и противоречивыми версиями.

Одной из первых ярких подделок была информация российских СМИ от некоего диспетчера Карлоса, испанца, который работает в аэропорту "Борисполь". Сейчас действие аккаунта в Twitter - spainbuca, с которого распространялась неправдивая информация, приостановлено.

Следующей версией российских СМИ стало то, что "Боинг" был сбит украинским истребителем. И эта версия вновь разбилась, поскольку на вооружении Украины нет истребителей, способных поражать цель на высоте 10 тыс. м – раз, и в тот день все украинские военные самолеты находились на своих авиабазах – два.

Но особо упорные сторонники данной версии продолжают ее отстаивать до сих пор.

Тем временем, уже к вечеру Порошенко выступил за создание комиссии по расследованию инцидента под эгидой ICAO и с участием международных экспертов, также Малайзия заявила о начале собственного расследования.

На следующий день СБУ публикует, как заявляют спецслужбы, записи переговоров боевиков после падения лайнера. Из них следует, что самолет сбили "казаки под Чернухино".

Уже на следующий день, 18 июля, президент США Барак Обама заявил, что лайнер был сбит с территории, подконтрольной боевикам.

"Когда будут результаты расследования, то мы сможем получить дополнительную информацию. То, что мы знаем сейчас, то что мы сейчас точно можем сказать, это то, что самолет загорелся и упал. То, что мы точно знаем, что выстрел был произведен с территории, контролируемой российскими сепаратистами. Для нас очень важно опираться только на факты", - сказал он.

В тот же день правительственную комиссию по расследованию трагедии возглавил занимавший тогда пост вице-премьер-министра Владимир Гройсман.

Наблюдатели ОБСЕ добрались до места крушения 19 июля, они заявили, что обломки "Боинга" на месте. Представители боевиков начали жаловаться, что к ним не едут следователи из Украины, в СНБО же заявили, что все вещдоки, собранные украинскими специалистами, отбираются. Тогда же появился слух, что "черные ящики" самолета были направлены в Донецк, чтобы затем отправить их в Москву. В ответ на это премьер-министр Малайзии призвал все стороны конфликта соблюдать международное право и заявил, что собственниками самописцев являются собственники борта.

Первый поезд с погибшими направился в Донецк 20 июля, в тот же день наблюдатели от ОБСЕ изменили свое мнение и заявили, что на месте катастрофы не хватает части лайнера.

Неподалеку от места крушения продолжались бои и международная общественность начала выражать обеспокоенность усложненным доступом, первыми с подобным заявлением выступили Франсуа Олланд и Ангела Меркель.

В тот же день к Торезу прибыли вагоны-рефрижераторы для сбора тел погибших, их намеревались отправить в Донецк, однако позже ОБСЕ сообщило, что тела останутся в вагонах в Торезе до прибытия международных экспертов. В свою очередь, Гройсман заявил, что Украина не может гарантировать безопасность делегации, боевики же пообещали, что огня в зоне падения лайнера не будет.

И вот 21 июля в российских СМИ появляется заявление Генштаба РФ об украинском Су-25, который якобы летел к малайзийскому самолету перед его падением.

Заседание Совбеза ООН по МН17 прошло 21 июля, также на нем постпред Нидерландов заявил, что его страна готова возглавить международную комиссию по расследованию обстоятельств катастрофы.

Великобритания подтвердила получение "черных ящиков" упавшего авиалайнера 23 июля, расшифровка самописцев должна была занять сутки.

Тем временем в Украину прибыли 240 международных экспертов для работы на месте катастрофы. МИД предоставил перечень стран, представители которых входили в состав делегации: Нидерланды, Малайзия, Австралия, Германия, Индонезия, Великобритания, США, Швейцария, Франция, Италия, Объединенные Арабские Эмираты, также участвовали представители ЕС, ICAO и Интерпола.

В тот же день Нидерланды официально взяли на себя расследование катастрофы.

В одном из украинских изданий 24 июля выходит интервью с украинским летчиком- космонавтом Леонидом Каденюком, который объясняет, почему Су-25 не могут сбить авиалайнер, летящий на высоте 10 тыс. метров.

По его словам, самолет Су-25 имеет потолок высоты - 7 тысяч метров, а пассажирский авиалайнер летел на высоте 10,5 тысячи метров, а для того, чтобы сбить самолет, необходимо выйти на одну и ту же высоту.

Более того, высота боевого применения самолета Су-25 - только 5 тысяч метров, больше этой высоты штурмовик просто не может применять ракету Р-60.

Каденюк также обращает внимание на то, что диаметр ракеты Р-60 составляет порядка 12 см, а длина - 2 метра. Это, говорит он, указывает на то, что если бы такая ракета попала в самолет размеров "Боинга-777", она не могла бы превратить его в груду металла. Даже с учетом того, что есть еще перепад давления - атмосферы салона "Боинга" и внешней атмосферы, уточняет летчик-космонавт.

Летчик отмечает, что те остатки, которые падали с неба, свидетельствуют о том, что самолет сбила большая ракета класса "земля-воздух", такая, как в ракетно-зенитном комплексе "Бук".

Порошенко 25 июля поручил передать спутниковые снимки места падения малайзийского "Боинга-777" полиции Нидерландов и правоохранительным органам других стран, граждане которых находились на борту.

Украина и Нидерланды подписали соглашение о миссии защиты расследования катастрофы Boeing 28 июля. Миссия была создана для охраны и проведения расследования на месте катастрофы. В нее должны были войти эксперты и представители полиции Нидерландов, Австралии и других государств, граждане которых погибли. Появился слух, что миссии разрешат использовать огнестрельное оружие в качестве защитных мер. Численность вооруженного персонала не превышала 700 человек.

Британский МИД опубликовал 28 июля заявление под название "Русские мифы о МН17", в котором назвал лживыми все доводы России в попытках обвинить Украину в трагедии, доводы РФ названы взаимоисключающими и противоречивыми, а поведение пророссийских сепаратистов свидетельствовало о том, что они намеренно разбрасывали остатки самолета, чтобы смазать картину преступления.

Очередную попытку попасть к месту падения, уже третью, эксперты предприняли 29 июля, но вновь безуспешно. ОБСЕ продолжила попытки уговорить боевиков прекратить огонь и допустить миссию, но от СНБО появилась информация, что к месту падения была подтянута тяжелая техника, а подходы заминировали.

И 31 июля первая группа экспертов смогла попасть на место трагедии, в нее входили специалисты из Австралии и Нидерландов, тогда же началась работа по репатриации тел погибших.

Предварительный отчет о крушении "Боинга" Украина передала Нидерландам 6 августа, его пообещали озвучить 9 сентября.

В сентябре на портале журналистских расследований bellingcat появилось первое журналистское расследование причин трагедии, его опубликовал Игги Останин. Журналист заявил, что установку "Бук", которая могла сбить лайнер, видели в Белгородской области, также, исследовав социальные сети, он обнаружил и часть экипажа машины. Останин идентифицировал установку и заявил, что эта установка, исходя из номеров, закреплена за Московским военным округом.

Расследование немецкой разведки, в котором доказывалась причастность России к авиакатастрофе, было опубликовано в октябре, опять же основной версией был "Бук" и ракета, выпущенная из установки.

В ноябре с места катастрофы в Голландию начали вывозить обломки корпуса лайнера.

Российский первый канал 15 ноября опубликовал "спутниковые снимки атаки Су-25 на Боинг", которые буквально за несколько часов были раскритикованы и однозначно признаны грубой подделкой.

Россия продолжала настаивать на том, что "Боинг" сбили украинские летчики, и в конце декабря заявила о существовании некоего летчика Волошина. СК РФ утверждал, что с украинской части на сторону боевиков перешел некий военнослужащий, который заявил, что "Боинг" был сбит выпущенной из Су-25 ракетой Р-60. СБУ опровергла существование какого-либо летчика Волошина, который 17 июля вылетал из Днепропетровского аэропорта, однако российские следователи выразили готовность даже приехать на его допрос в Украину.

После заявлений следствия высказался и один из лидеров боевиков. "Я видел, как оно происходило. Было два самолета, и был Boeing. Потом два самолета улетели, а Boeing упал", - сказал Александр Захарченко, видимо оставив за пределами внимания, что малайзийский лайнер летел на высоте 10 тыс. м.

А спустя 10 дней, 25 ноября, немецкие детективы распространили информацию, что назначена награда за информацию о виновниках трагедии. Так, за имена тех, кто сделал выстрел, назначена награда в 30 млн долл., а доказательства сокрытия информации о произошедшем некоторыми странами стоят 17 млн долл.

Уже 11 января 2015 года появилось расследование немецких журналистов о трагедии. Оно представило убедительную цепь свидетельств. Ракета была выпущена из зенитно-ракетного комплекса "БУК М1", ракета которого разорвала пассажирский самолет в небе. Он был доставлен на позицию из российского Курска членами 53-й зенитно-ракетной бригады с целью защиты российских танковых дивизий, воевавших на украинской территории без опознавательных знаков.

Также в расследовании давались объяснения, почему лайнер несколько отклонился от курса, приводились фрагменты записи "черного ящика".

Примерно в 13:00 по Гринвичу (15:00 в Германии и 16:00 на востоке Украины) пилот рейса MH17 попросил разрешения отклониться на север на 20 морских миль в связи с плохой погодой. Вокруг Донецка штормило. Украинское управление воздушным движением его дало. Это все, что обнаружили "черные ящики".

Запись резко обрывается в 13:20 по Гринвичу (16:20 по местному времени). Тогда, по мнению журналистов, самолет был поражен "множеством объектов, обладавших высокой энергией". Расследование объясняло принцип работы установки и то, почему данная версия является наиболее вероятной.

При этом журналисты заявляют, что данный комплекс был введен для прикрытия от воздушных атак сил АТО российских танков, которые были замечены в Снежном. Не все украинские суда боевики могли поразить с помощью переносного зенитно-ракетного комплекса (ПЗРК).

Накануне переговоров в Минске 12 февраля Нидерланды обнародовали часть документов по расследованию трагедии, однако информация была значительно сокращена в целях безопасности, как следователей, так и для защиты жертв.

Расследование российского издания "Медуза" появилось 18 марта. В нем журналист ссылается на добытые Reuters свидетельства жителей поселка Красный Октябрь, которые сообщают, что видели инверсионный след от запущенной ракеты. Тот самый след, который отрицает российская сторона до сих пор. Также журналист рассказывает, что ему удалось связаться с жителем Донецкой обл., который утверждает, что сделал снимок запуска роковой ракеты.

Проведя экспертизу, изучив данные о погоде и местности, журналист пришел к выводу, что снимки подлинные. Кроме того, он проводил расследование одних и тех же снимков параллельно с журналистами bellingcat, и они смогли указать наиболее вероятное место запуска ракеты, на основании спутниковых снимков и проведенного сравнительного анализа.

Журналист утверждает, что автор фотоснимков был допрошен и международной группой следователей.

Очередное расследование той же группы журналистов bellingcat появилось в середине мая, в нем говорится, что российский автомобильный батальон 69-й бригады и 147-й автомобильный батальон, базирующийся в Москве, принимали участие в транспортировке российского "Бука". Также журналисты восстановили путь движения установки.

Тем временем недавно Нидерланды разослали всем участвующим в расследовании сторонам черновой вариант договора, после чего начали активную политику создания международного трибунала по данному преступлению.

Россия продолжает настаивать на своей версии, а президент РФ Владимир Путин даже назвал трибунал контрпродуктивным.

Тем не менее, результаты следствия мы узнаем не ранее октября, а до этого мы еще не раз услышим обе версии произошедшего от ведущих политиков мира.