Болонскую систему в Украине назвали ошибкой

Виктор Медведчук назвал Болонскую систему в Украине фундаментальной ошибкой.

Лидер Гражданского движения "Украинский выбор" Виктор Медведчук отметил, что заимствования формальных элементов европейского образования не решает проблем отечественной высшей школы, а наоборот, только их усложняет.

"В последнее время в рамках проектов Общественного движения" Украинский выбор "в разных регионах страны состоялась серия встреч, круглых столов и общественных слушаний, посвященных проблемам отечественной системы образования и адаптации высшей школы к Болонскому процессу. В них приняли участие педагоги, студенты, ученые и неравнодушные родители. Сотни мыслей, масса интересной информации, полезные дискуссии позволяют подвести первые итоги и сделать выводы. Мнения экспертов, ученых и преподавателей разные, однако только 10% участников высказались в поддержку Болонского процесса. Остальные либо категорически против него (более 60%), или констатируют неготовности Украины отстаивать интересы национальной образовательной системы. Что же касается общего состояния образования, здесь, к сожалению, пессимистов гораздо больше чем оптимистов.

Итак, выскажу предыдущие впечатления от инициированной нами и продолжающейся дискуссии. Живая речь сотен специалистов по "передовой" образовательного фронта со всей очевидностью свидетельствует о том, насколько разочаровали результаты Болонских реформ. Это просто провал. Так, украинские чиновники поставили свои подписи под всеми необходимыми декларациями, многократно съездили в заграничные командировки и ознакомились с самым передовым опытом. Но качество образования от этого почему-то не растет. Даже Европейскую культурную конвенцию торжественно ратифицировали. Не помогает! Профессора фиксируют лишь регресс в уровне знаний как абитуриентов, так и выпускников наших вузов. И так продолжается из года в год.

Где системный сбой в образовательной машине? Как говорят преподаватели высшей школы, они сталкиваются с тремя основными проблемами.

Во-первых, крайне низкая мотивация учащихся и студентов. Зачем учиться? Знания мало что дают, трудоустройство выпускника часто не зависит от того, насколько тщательно он грыз гранит науки. То есть это вопрос в большей степени адресуется не системе образования как таковой, а состоянию страны и экономики. Нет достаточного спроса на квалифицированных специалистов.

Во-вторых, есть проблемы с авторитетом преподавателя и самого института образования. Студент, школьник - не воспринимает своего учителя как наставника. Он не считает его успешным человеком (очевидно, через невысокую зарплату и статус), не хочет быть на него похожим и не видит в нем носителя полезных, нужных для карьеры знаний.

В-третьих, как это ни странно, сами преподаватели говорят о явно избыточном количестве вузов в нашей стране. Хотя, казалось бы, они-то - лица заинтересованные, это их рабочие места. Тем не менее, истина дороже. Их мнение таково, что при нынешней численности украинских вузов - в несколько раз больше, чем в Англии, и в десятки раз больше, чем в Польше - качественное образование в каждом из них не может быть обеспечено чисто физически.

Я сейчас далек от того, чтобы давать какие-то рекомендации. Работа только начата, а вопрос очень сложный. Однако уже сейчас точно можно сказать, что присоединение Украины к Болонскому процессу не только не решило проблем отечественного образования, но даже усилило их. Это фундаментальная ошибка. Точно так же много сегодня думают, что достаточно одного только вступления Украины в ЕС, чтобы решился, все наши проблемы сразу. Так не бывает. Ни в какой сфере. И деградация отечественной системы образования, которая прошла путь от одной из лучших в мире до - не скажу худших, но - достаточно средних показателей, является печальным подтверждением этой истины ", - написал Медведчук.