15 марта - Всемирный день защиты прав потребителя

Автор

Мировое сообщество сегодня отмечает Всемирный день защиты прав потребителя.

Все мы - независимо от возраста, пола, образования, социального статуса и занимаемой должности - потребители. На протяжении всей жизни мы потребляем продукты, товары и услуги и платим за них. Человек рождается и становится потребителем медицинских услуг - уходит из жизни через ритуальные. Поэтому каждый должен знать, какие он имеет права и на что может рассчитывать.

"Государство защищает права потребителей, осуществляет контроль за качеством и безопасностью продукции и всех видов услуг и работ, способствует деятельности общественных организаций потребителей", - указано в ст. 42 Конституции Украины. Следовательно, защита потребительских прав - это составная часть защиты прав человека.

В государствах с развитой экономикой потребитель осуществляет руководящую функцию на потребительском рынке. А это возможно только при активной жизненной позиции каждого гражданина страны и поддержке со стороны государства.

Защита прав потребителей имеет свою историю и большой международный опыт. Еще в IV веке до н.э. в древнем Херсонесе существовал метрологический надзор, а надзиратели на рынках следили за торговлей и защищали права потребителей. В Англии в 1200 году король Людовик VI карал за нечестную практику в торговле.

В России основателем в определенной мере защиты прав потребителей считается Петр І. В его Указе "О качестве" от 11 января 1723 года отмечается следующее: "Повелеваю хозяина Тульской фабрики Корнилу Белоглазова бить кнутом и сослать на работу в монастыри, понеже вон, подлец, осмелился войску государства продать негодные пищали и фузеи. Старшину Фрола Фукса бить кнутом и сослать на Азов, пусть не ставит клейма на плохие ружья..."

В 1936 году был учрежден союз потребителей Соединенных Штатов Америки. Аналогичные организации появились в 1951 году - во Франции и Германии, в 1957 - в Великобритании, в 1960 - в Канаде. В этом же году была учреждена и Международная Организация Потребительских обществ "Consumer International", в которую сегодня входит свыше 200 национальных государственных, общественных, региональных и других консумерских организаций стран мира.

Права человека как потребителя впервые официально очертил президент Соединенных Штатов Америки Джон Кеннеди, приняв 15 марта 1962 года "Билль о правах потребителей". В документе, в частности, определенно 4 основных права: на безопасность и качество товаров и услуг, на достоверную информацию о них, право на выбор и право быть выслушанным в суде, если первыми 3-мя правами пренебрегают. Поэтому день провозглашения Билля мировое сообщество отмечает как Всемирный день прав потребителя.

Спустя некоторое время к ним добавились еще 4: право на возмещение убытков, право на потребительское образование, право на удовлетворение базовых потребностей и право на здоровую окружающую среду.

В 1973 году ХХV сессия Консультативной Ассамблеи Евросоюза приняла "Хартию защиты потребителей", а в 1985 - Генеральная Ассамблея ООН утвердила "Руководящие принципы для защиты интересов потребителей".

Упомянутые 3 документа легли в основу административно-правового механизма защиты потребителей во всем мире.