Митинги ''еврономеров": почему украинцы оказались в заложниках

Митинги ''еврономеров": почему украинцы оказались в заложниках

20 ноября по всей стране активисты движения "Авто Евро Сила" и владельцы автомобилей с иностранной регистрацией митинговали с требованием убрать налоги на евроавто.

Активисты движения "Авто Евро Сила" и владельцы автомобилей с иностранной регистрацией сегодня, 20 ноября, провели всеукраинскую акцию протеста. Митинг проходит под зданием Верховной Рады Украины.  Они перекрыли украинско-белорусскую границу, несколько таможенных пунктов и парализовали центр Киева. Подобные акции также проходят в большинстве областей Украины. Их основное требование — фактически убрать налоги на евроавто.

Кто такие "евробляхеры"?

В Украине уже не первый год идут споры о так называемых "евробляхах" - автомобилях на иностранной регистрации (Польша, Литва, Словакия и другие), которые ввозятся в Украину в обход таможенных правил. Владельцы таких авто требуют их легализации или же урегулирования налоговых ставок, периодически устраивая массовые протесты. В итоге, в начале ноября 2018 года Верховная Рада приняла изменения в налоговое законодательство, призванные урегулировать ситуацию с "евробляхерами". Впрочем, эти нововведения не устроили водителей авто на еврономерах и на 20 ноября они объявили всеукраинскую акцию протеста. Между тем есть немало противников "евроблях", ведь по сути такие авто не находятся на каком-либо учете в Украине, а потому в случае ДТП нарушителя невозможно будет отыскать.

Почему митингуют и что хотят?

Автомобилисты требуют от властей отменить нормы законопроектов №8487 и №8488, которые снижают акцизы на растаможку, уменьшая количество автомобилей, которые можно ввозить на территорию Украины.

Активисты утверждают, что парламент принял нормы, не учитывая их требования. В частности, они требуют отменить коэффициент возраста авто в расчете стоимости акциза.

"Понимаем, что акции создадут осложнения движения в точках их проведения. Во избежание дискомфорта просим Вас воздержаться от движения по указанным на карте местам, поскольку мы очень не хотим причинить Вам неудобства. Просим нас понять - нас достало, что власть не слышит своих граждан!" - говорится в заявлении "Авто Евро Силы".

Чем они угрожают украинцам?

Массовым коллапсом, перекрытием дорог по всей Украине. 

В Киеве машины "евробляхеров" двигались к месту дислокации в правительственном квартале колоннами, чем усложняли передвижение для других водителей. Позже несколько сотен автомобилей на еврономерах перекрыли улицу Грушевского в центре столицы, из-за чего оказалось заблокированным движение общественного транспорта и, минимум, три автобусных маршрута отклонились от своего графика.

По трассе "Киев-Одесса" заблокированными двумя сотнями машин в районе села Дачное под Одессой оказались четыре полосы, причем от митингующих звучали угрозы полностью прекратить движение по дороге. А, чтобы их подкрепить, водители авто на еврономерах развернули рядом и палатки. Кроме этого, в нескольких местах была перекрыта и трасса Киев-Чоп на Львовщине.

После замечаний правоохранителей в адрес "евробляхеров", на одного из полицейских у села Белая Криница даже наехали автомобилем.

В Тернопольской области из-за акции протеста осложнилось движение на Подволочиском шоссе, которое расположено к востоку от Тернополя и ведет в столицу. Более 100 автомобилей с включенными "аварийками" расположились на каждой из четырех полос трассы с определенным промежутком. Также на дороге водители "евроблях" выстроили конструкции из шин. Поэтому другим водителям пришлось передвигаться "змейкой", минуя препятствия. Кроме перекрытий основных автомобильных артерий, владельцы машин с еврономерами взялись перекрывать и таможенные пункты пропуска.

К примеру, в Ровно стычки "евробляхеров" с таможенниками начались еще в понедельник, 19 ноября. Там владельцы нерастаможенных авто, а также бизнесмены, которые промышляют перегоном старых машин из-за границы, заблокировали региональную таможню, добиваясь снижения ставки на растаможку, которая, по мнению активистов, только за один день якобы резко и необоснованно выросла сразу на 1000 долларов. По аналогичной причине была заблокирована и работа таможни в Ивано-Франковске.

Что уже сделали?

Акции протеста владельцы автомобилей с европейскими номерами начали проводить с середины лета. Они требовали принять законопроекты для снижения акциза на ввоз подержанных автомобилей.

8 ноября Верховная Рада приняла изменения в Налоговый кодекс, снижающие стоимость легализации авто с "еврономерами". "За" проголосовали 250 депутатов.

В Украине ввели новые правила растаможки "еврономеров"

Депутаты также приняли изменения в Таможенный Кодекс, ужесточающие контроль за тем, что происходит с авто на иностранных номерах, ввозимых в Украину в режиме транзита или временного пребывания. Эти изменения поддержали 245 депутатов.

Растаможка "євроблях" по новому закону: как считать акцизный налог

Согласно принятым депутатами изменениям в Налоговый кодекс, стоимость растаможки авто, ввозимых для личного использования, определяется в зависимости от базовой ставки и двух коэффициентов - объема двигателя и возраста авто.

Вместе с тем, принятые депутатами законы не учитывают требования владельцев авто на "еврономерах" об отмене коэффициента возраста авто, что, по мнению активистов, позволило бы снизить стоимость оформления до 40% от стоимости авто.

Пойдут ли на уступки в Раде и как реагируют депутаты?

Народные депутаты резко негативно настроены в отношении “еврономеров”. Замглавы фракции Блока Петра Порошенко Алексей Гончаренко заявил, что никаких изменений не будет. Верховная Рада уже не вернется к этим законам.

"Верховная Рада приняла закон, который радикально снижает акциз для того, чтобы растаможить автомобили. Однако многие, судя по всему, не хотят платить вообще ничего. И они говорят, что "мы дальше будем перекрывать". Это не правильно, я это не поддерживаю. Я считаю, что у нас принят закон. Думаю, что он в ближайшее время будет подписан президентом, и им придется войти в нормальное законное поле", - добавил Гончаренко.

Он отметил, что знает очень много людей, которые на машинах на еврономерах, и которые абсолютно довольны принятым законом.

"Эти люди говорят, что "да, мы готовы растаможить. Тем более, что средства пойдут в пенсионный фонд, исключительно для украинских пенсионеров. Мы все понимаем". К тому же, еще раз повторюсь, акцизы снижены радикально", - заключил Гончаренко.

Представитель профильного комитета налоговой политики, народный депутат от БПП Николай Фроленко заявил, что шантажировать нардепов не стоит, ведь сейчас слово за президентом, который должен подписать законы.