Чем может обернуться возвращение Конституции-2004?
- Автор
- Дата публикации
"Регионал" Журавский: Возвращение Конституции 2004 года – путь к дальнейшей конфронтации.
Народный депутат фракции Партии регионов Виталий Журавский считает, что инициатива отдельных политических сил относительно необходимости возвращения к Конституции образца 2004 года несет в себе немало угроз и негатива.
"Призывы вернуться к Конституции 2004 года в период политического кризиса звучат будто издевательства. Такая "реинкарнация" Основного Закона приведет не только к дисбалансу между ветвями власти, но и к усилению конфронтации в обществе", - отметил В.Журавский, сообщает его пресс-служба.
Политик напомнил, что в 2010 году Конституционный суд принял беспрецедентное решение, признав неконституционным закон №2222 "О внесении изменений в Конституцию Украины" и отменив таким образом конституционно-правовую реформу 2004 года.
"Дело в том, что окончательная редакция законопроекта №4180, который после одобрения Верховной Радой стал законом №2222, не была в свое время предметом рассмотрения в Конституционном суде. Таким образом, 8 декабря 2004 года парламент рассмотрел законопроект №4180 с поправками, относительно которого Конституционный суд Украины не давал заключения, и принял закон №2222, нарушив ряд норм Конституции Украины", - пояснил политик.
"Как подчеркнуто в самом решении Конституционного суда, он исходил из того, что конституционному контролю подлежит не содержание закона, а установленная Конституцией процедура его рассмотрения и принятия. И тот факт, что этот закон был принят с нарушением конституционной процедуры, сомнений не вызывает", - добавил он.
"Сегодня оппозиция высказывает мнение о необходимости возвращения к Основному закону в редакции 2004 года. Но общеизвестно, что украинская модель организации власти образца 2004 года не была эффективной и авторитетной. Во время функционирования этой Конституции глава государства и премьер-министр были в перманентном противостоянии между собой. Конфликт между ними был заложен в основе этого документа. Президент Украины Виктор Ющенко, опираясь на п. 15 ст. 106 Конституции не раз использовал свое право на приостановление действия постановлений и распоряжений Кабинета министров. Только за два года, с февраля 2008 года по февраль 2010 года, президент Украины остановил действие 104 правительственных актов с последующим обращением в Конституционный суд Украины относительно их конституционности. И что в результате? В большинстве случаев в нарушении конституционного производства было отказано, или глава государства впоследствии отозвал собственное конституционное представление", - подчеркнул парламентарий.
По убеждению В.Журавского, главными недостатками Конституции Украины 2004 года были неоднозначное положение относительно определения статуса субъектов формирования парламентской коалиции, принципа императивного мандата, нетипичного порядка формирования правительства, который сделал невозможным принцип коллегиальной (коллективной) ответственности министров перед парламентом и т.д.
"В резолюции Парламентской ассамблеи Совета Европы "Функционирование демократических институтов в Украине" №1755 от 4 октября 2010 года отмечается, что "Ассамблея принимает во внимание решение Конституционного суда Украины..., которым был провозглашен неконституционным закон №2222 об изменениях в Конституцию от 2004 года. Ассамблея считает, что это решение должно побудить Верховную Раду инициировать всеобъемлющий процесс конституционной реформы с целью приведения Конституции Украины в полное соответствие с европейскими стандартами. И именно этим должны руководствоваться народные избранники", - резюмировал народный депутат.
[news id="1067085"]