$100 млн нужно потратить партии, чтобы попасть в парламент
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Раскладываем по полочкам все расходы, необходимые для победы...
Смета мажоритарияТеатр начинается с вешалки, а участие в выборах – с социологических исследований. На них кандидату в нардепы ежемесячно нужно тратить от 10 тыс. дол. до от 30 тыс. дол. На основе этих исследований политтехнолог создает стратегию. Он же следит за ее реализацией на протяжении всей кампании. Его услуги обойдутся еще в 10 тыс. – 30 тыс. дол. в месяц. Не следует ставить знак равенства между технологом и руководителем штаба, это 2 разные функции.
Одна из основных статей расходов – агитационная кампания. Ее условно можно разделить на медийную и немедийную составляющие (то, что в маркетинге называется BTL). Для мажоритарки упор делается именно на немедийную часть, на так называемый политический промоушен. Это организация и проведение различных акций и событийных мероприятий, направленных на непосредственный положительный контакт с электоратом, либо на медийный резонанс, который также воздействует на потенциальных избирателей. Например, организация концерта, детских соревнований, раздача гречки и т.д.
Мероприятия и акции могут быть самые разные. Лишь бы был эффект. На BTL-часть мажортарной избирательной кампании в зависимости от округа придется потратить от 50 тыс. дол. до 250 тыс. дол. в месяц. Чем плотнее конкуренция в округе, тем больше расходы.
По большому счету, работа агитационной сети также относится к немедийному политическому промоушену. Единственный нюанс – надежно построенная многоуровневая агитационная сеть может быть использована для такой "серой технологии", как прямая раздача денег избирателям под видом благотворительности. Эта технология имеет свои подводные камни и границы эффективности. Особенно много проблем, когда 2 или 3 кандидата в округе применяют ее. Впрочем, в идеальных условиях за 1-2 млн дол. можно практически гарантировать победу. Можно много дискутировать о том, что эта технология грязная и нечестная. Но если осознавать тот факт, что вся агитация – это сплошь манипуляция, то, наверное, прямая денежная "помощь" – не самая нечестная технология. Эта технология кажется просто неинтереснрй и сухой.
В целом избирательная кампания обойдется кандидату-мажоритарщику в 500 тыс. дол. – 1,7 млн дол. Как правило, необходимый для достижения весомого результата порог – от 1,5 млн до 2 млн дол.
Расходы в мажоритарном округе*
Статья расходов | Минимум, $ млн | Максимум, $ млн |
---|---|---|
Исследования | 0,02 | 0,05 |
Услуги политконсультанта | 0,03 | 0,09 |
Содержание штаба | 0,05 | 0,15 |
Агитационная сеть | 0,04 | 0,15 |
Немедийные коммуникации (BTL) | 0,15 | 0,75 |
Медиа-агитация | 0,09 | 0,30 |
Политический продакшн | 0,03 | 0,08 |
Интернет | 0,03 | 0,07 |
Защита результатов выборов | 0,02 | 0,07 |
Всего | 0,46 | 1,71 |
* при условии, что проводилась "короткая" избирательная кампания (3 месяца)
Дорогие партииЧто касается затрат на выборы по партийным спискам, то оценить их точно очень сложно. Слишком много индивидуальных показателей, которые определяют размер необходимых вложений в избирательную кампанию.
Во-первых, партии изначально находятся на неравных стартовых позициях. Во-вторых, партии ставят разные цели. Кто-то будет рад преодолению проходного барьера, а кто-то планирует получить большинство в парламенте. Мы можем прикинуть порядок затрат, которые должны понести партии, желающие быть в 1-й 10-ке рейтинга. Статьи расходов такие же, как и на мажоритарных выборах.
Расходы на проведение избирательной кампании партии*
Статья расходов | Минимум ($млн) | Средний максимум ($ млн) |
---|---|---|
Исследования | 0,1 | 0,5 |
Услуги группы политконсультантов | 0,1 | 0,4 |
Содержание центрального штаба и сети региональных штабов | 2,0 | 8,0 |
Агитационная сеть | 2,0 | 10,0 |
Немедийные коммуникации (BTL) | 5,0 | 20,0 |
Медиа-агитация | 15,0 | 50,0 |
Политический продакшн | 5,0 | 20,0 |
Интернет | 0.5 | 5,0 |
Защита результатов выборов | 3,0 | 10,0 |
Всего | 32,7 | 123,9 |
* при условии, что проводилась "короткая" избирательная кампания (3 месяца)
То есть для активного участия в избирательной гонке партии нужно потратить от 35 млн дол. до 125 млн дол., а чтобы попасть в парламент, партийным спонсорам нужно выложить минимум 100 млн дол.
Как и в коммерческом, в политическом маркетинге очень важен показатель стоимости 1-го голоса, отданного за того или иного кандидата или партию. Нетрудно подсчитать, что эти затраты в Украине огромны. Например, чтобы набрать 40 тыс. – 50 тыс. голосов в мажоритарном округе (это, как правило, гарантирует победу при средней явке) нужно потратить от 15 до 45 дол. на один голос. В общем, цифры говорят сами за себя: выборы – это развлечение для богатых.