ВР решила не уменьшить расходы на выборы
- Автор
- Дата публикации
Парламент не разрешил ЦИК менять границы округов на Донбассе и уменьшить расходы на выборы.
Верховная Рада не поддержала законопроект о внесении изменений в некоторые законы Украины об обеспечении надлежащей организации и проведения выборов народных депутатов Украины (№4531А). За данный законопроект проголосовали только 134 народных депутата из 317, зарегистрированных в сессионном зале. В частности, из фракций Партии регионов, ВО “Свобода” и группы “За мир и стабильность” документ не поддержал ни один депутат. Законопроект внес на рассмотрение парламента внефракционный депутат, председатель Комитета Верховной Рады по вопросам государственного строительства и местного самоуправления Давид Жвания.
Согласно законопроекту, в Заключительных положениях Закона Украины «О выборах народных депутатов Украины» устанавливается, в частности, что в связи с ситуацией, сложившейся в Донецкой и Луганской областях, с целью обеспечения надлежащей подготовки и проведения выборов народных депутатов Украины в одномандатных округах, которые образованы в границах этих областей, Центральная избирательная комиссия может в 15-дневной срок со дня вступления в силу данного Закона пересмотреть и изменить границы и центры одномандатных округов в этих областях, без учета требований статьи 18 данного Закона, по предложениям председателей соответствующих областных государственных администраций.
Такие предложения подаются ЦИК председателями Донецкой и Луганской областных государственных администраций в 7-дневной срок со дня вступления в силу данного Закона.
Также в соответствии с законопроектом, по мотивированному обращению избирателя орган ведения Государственного реестра избирателей может временно изменить избирателю место голосования (избирательный участок) без изменения его избирательного адреса. Такое обращение подается в орган ведения Государственного реестра избирателей по местонахождению указанного избирателем избирательного участка или по избирательному адресу не позднее, чем за 7 дней до дня голосования.
Устанавливается, что окружная избирательная комиссия образуется ЦИК не позднее, чем за 62 дня до дню голосования в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и других членов комиссии в количестве не менее 9 (в настоящее время - 12) и не более 18 человек.
Участковая избирательная комиссия образуется в составе: для малых участков - 8 (в настоящее время - 10) -14 человек; для средних участков - 10 (в настоящее время - 12) -16 человек; для больших участков - 12 (в настоящее время - 14) -18 человек.
Определяется, что представление документов в ЦИК для регистрации кандидатов в депутаты начинается на следующий день после дня опубликования Указа Президента Украины о досрочном прекращении полномочий ВР или решения ЦИК о назначении выборов и заканчивается за 38 дней (в настоящее время - 30 дней) до дня голосования. Регистрация кандидатов в депутаты заканчивается за 33 дня (в настоящее время - 25 дней) до дня голосования.
Центральная избирательная комиссия принимает решение об отмене регистрации кандидата в депутаты в случае, в частности, обращения кандидата в депутаты не позднее, чем за 27 дней (в настоящее время - 12 дней) до дня голосования с письменным заявлением об отказе баллотироваться; обращения партии не позднее, чем за 27 дней (в настоящее время - 12 дней) до дня голосования об отмене решения о регистрации кандидата в депутаты в соответствии с решением, принятым в порядке, предусмотренном уставом партии.
В соответствии с законопроектом, в день голосования изменения в уточненный список избирателей не вносятся (в настоящее время - вносятся исключительно на основании решения суда).
В случае, если в одномандатном округе по истечении срока регистрации кандидатов не зарегистрирован ни один кандидат в депутаты, если в выборах принимал участие один кандидат и за него отдали голоса меньше половины избирателей, участвовавших в голосовании, или если голосование на всех избирательных участках избирательного округа в день голосования не было организовано и проведено, выборы в этом округе считаются не состоявшимися.
Окружная избирательная комиссия обязана установить результаты голосования в общегосударственном округе в пределах одномандатного округа не позднее, чем на 5-й день со дня голосования независимо от количества избирательных участков, на которых голосование было признано недействительным или на которых голосование не было организовано и проведено в день голосования в соответствии с требованиями статей 85 или 86 данного Закона.
В случае, если голосование на всех избирательных участках в общегосударственном округе в пределах одномандатного округа в день голосования не было организовано и проведено в соответствии с требованиями статей 85 или 86 данного Закона, окружная избирательная комиссия устанавливает, что голосование в пределах соответствующего одномандатного округа не состоялось.
Окружная избирательная комиссия обязана установить результаты голосования в одномандатном округе не позднее, чем на 5-й день со дня голосования независимо от количества избирательных участков, на которых голосование было признано недействительным или на которых голосование не было организовано и проведено в день голосования в соответствии с требованиями статей 85 или 86 данного Закона.
В случае, если голосование на всех избирательных участках в одномандатном округе в день голосования не было организовано и проведено в соответствии с требованиями статей 85 или 86 данного Закона, окружная избирательная комиссия, а в случае невозможности принятия ею соответствующего решения – Центральная избирательная комиссия устанавливает, что голосование в пределах соответствующего территориального округа не состоялось.
Центральная избирательная комиссия обязана установить результаты выборов депутатов в общегосударственном округе независимо от количества избирательных участков/избирательных округов, на которых/в пределах которых голосование не было организовано и проведено в соответствии с требованиями статей 85 или 86 данного Закона, а также независимо от количества избирательных участков, в которых голосование было признано недействительным.
В случае, если голосование в пределах отдельных одномандатных округов не было организовано и проведено в соответствии с требованиями статей 85 или 86 данного Закона, результаты выборов депутатов в общегосударственном округе устанавливаются по результатам голосования, установленным в других одномандатных округах.
Как отмечается в объяснительной записке, законопроектом, в частности, предлагается предусмотреть усиление охраны избирательных комиссий по адресам их местонахождения; усиление, в случае необходимости, охраны избирательных бюллетеней и другой избирательной документации при их транспортировке из участковых и окружных избирательных комиссий в избирательные комиссии высшего уровня.
Предлагается также, в случае необходимости, для обеспечения нормального функционирования окружных избирательных комиссий, предоставить возможность областным государственным администрациям менять их местонахождение; предусмотреть право ЦИК погашать неиспользованные избирательные бюллетени путем уничтожения их предприятием-изготовителем; предоставить возможность проголосовать избирателям из числа военнослужащих и лиц начальствующего или рядового состава, находящихся в связи с выполнением заданий по назначению в местах временного пребывания.
Принимая во внимание, что избирательный процесс по внеочередным парламентским выборам должен быть организован и проведен в сжатые сроки, отдельные изменения в Закон, которые были предложены с учетом практики применения положений избирательного законодательства на внеочередных выборах Президента Украины 25 мая 2014 года, позволят решить на законодательном уровне целый ряд технических аспектов подготовки и проведения выборов, что будет способствовать более качественной организации избирательного процесса, защите конституционных избирательных прав граждан, говорится в объяснительной записке.
В то же время, ряд предложенных положений законопроекта позволит уменьшить расходы из государственного бюджета на финансирование организации и проведения парламентских выборов. В частности, предлагается уменьшить минимальный состав окружных и участковых избирательных комиссий, не предусматривать обучение членов избирательных комиссий и проведение предвыборной агитации в печатных и электронных (Аудиовизуальных) средствах массовой информации за счет средств Государственного бюджета Украины.
Кроме того, предложенными изменениями в Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» предлагается предусмотреть, что его действие не распространяется на услуги по поддержке, обслуживанию и модификации Единой информационно-аналитической системы «Выборы» или ее составляющих подсистем, а изменениями в Закон Украины «О Государственном реестре избирателей» предлагается согласовать сроки, в которые избиратель может временно изменить место голосования на выборах народных депутатов Украины.