Рада одобрила конституционные изменения в части децентрализации
- Автор
- Дата публикации
ВР предварительно одобрила президентский законопроект о внесении изменений в Основной закон страны в части децентрализации власти.
За проект постановления о предварительном одобрении законопроекта (принятии в первом чтении) в понедельник проголосовали 265 народных депутатов из 368 зарегистрировавшихся на заседании.
Как известно, принятие конституционных изменений предусмотрено минскими договоренностями, потому в предложенном Петром Порошенко проекте присутствует положение о том, что особенности осуществления местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей определяются отдельным законом.
Теперь на текущей сессии, которая не была закрыта в июле, парламенту необходимо предварительно одобрить законопроект (в первом чтении) 226-мя голосами. Затем, на следующей сессии, для окончательного принятия закона о внесении изменений в Конституцию необходимо будет не менее 300 голосов парламентариев.
Законопроектом предлагается закрепить в разделе 15 "Переходные положения" закрепить пункт 18, который гласит, что особенности осуществления местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей определяются отдельным законом.
В проекте изменений Конституции Украины в части децентрализации предлагается изменить административно-территориальное устройство государства, а особенности Киева, Севастополя – определять отдельными законами.
Кроме прочего предлагается изменить статью 133 Основного закона Украины. Так, если сейчас система административно-территориального устройства Украины состоит из АР Крым, области, районы, города, районы в городах, поселки и села, то в проекте изменений предлагается, чтобы Украина состояла из громад, районов и регионов (ранее рассматривался вариант названия среднего звена административно-территориального деления вместо районов - повит (рус. повет, уезд) - ИФ)
Из ст.133 текста Конституции также предлагается убрать перечень названий всей областей Украины.
"Территория Украины разделена на громады. Громада является первичной единицей в системе административно-территориального устройства Украины. Несколько общин составляют район. Автономная Республика Крым и области являются регионами Украины", - говорится в документе.
Местные государственные администрации предусматривается ликвидировать.
Предполагается, что в случае принятия новой редакции Конституции, в Основном законе будет закреплено, что "органами местного самоуправления громады является совет громады как представительский орган и исполнительные органы местного самоуправления громады". Предполагается, что исполнительные органы местного самоуправления громады будут подконтрольны и подотчетны совету громады.
Вместе с тем, из проекта изменений в Конституцию Украины следует, что, как и говорил президент Украины Петр Порошенко, статус автономии Крыма и Севастополя, как отдельных административных единиц, сохранится.
Так, на полуострове сохранится Верховный Совет (Верховная Рада – ИФ) Автономной Республики Крым, что следует из статьи 150 Конституции Украины, в которой в полномочиях Конституционного суда, как и раньше, остается оценка на предмет конституционности "правовых актов Верховного Совета АР Крым".
В законодательной инициативе отмечается, что если до принятия данных изменений в Конституцию, города Киев и Севастополь "имеют специальный статус, который определяется законами Украины", то после принятия проекта изменений, особенности Киева и Севастополя в системе административно-территориального устройства Украины будут определяться "отдельными законами".
Кроме этого, в регионах и районах Украины появится институт префекта – представителя исполнительной центральной власти.
По проекту Конституции, "исполнительную власть в районах и областях, в Киеве и Севастополе осуществляют префекты". "Префекта назначает на должность и увольняет с должности по представлению Кабинета министров Украины президент Украины. Префект является государственным служащим", - говорится в статье 118 проекта, опубликованном на сайте парламента в четверг.
Согласно предложенным изменениям, префект во время осуществления своих полномочий ответственен перед президентом, подотчетен и подконтролен Кабмину.
Статья 119 проекта закона определяет, что префект осуществляет надзор за соблюдением Конституции и законов Украины органами местного самоуправления, координирует деятельность территориальных органов исполнительной власти, обеспечивает выполнение госпрограмм, осуществляет другие полномочия, определенные Кабмином.
Проект изменений в Основной закон предполагает, что в случае принятия председателем громады, местными советами акта, который не соответствуют Конституции, создает угрозу нарушения государственного суверенитета, территориальной целостности или угрозу национальной безопасности, президент Украины останавливает действие соответствующего акта с одновременным обращением в Конституционный Суд, временно прекращает полномочия председателя, составов местных советов, а также назначает временного государственного уполномоченного.
КС безотлагательно должен рассмотреть это обращение. Если он признает акт не соответствующим Конституции, Верховная Рада по представлению главы государства досрочно прекращает полномочия председателя громады, местного совета и назначает внеочередные выборы в установленном законом порядке.
Согласно законопроекту, после вступления в силу закона о внесении изменений в Конституцию Украины относительно децентрализации власти следующие очередные местные выборы проводятся в последнее воскресенье октября 2017 года.
Президент, согласно конституционным изменениям, по представлению Кабинета министров Украины назначает на должности и увольняет глав местных государственных администраций до назначения соответствующих префектов. Временно, до назначения префекта, полномочия осуществляет глава соответствующей местной администрации.