Нацрада реформ разработает единый проект налоговой реформы
- Автор
- Дата публикации
Национальная рада реформ решила разработать единый проект налоговой реформы в течение одной-двух недель.
Об этом сообщили журналистам участники заседания после его окончания.
"Решение сегодняшнего заседания – мы должны наработать совместный пакет налоговой реформы, который будет соответствовать и требованиям правительства, бизнеса и парламентариев", - сказала председатель профильного комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина.
"Были несколько моделей, они отличаются по ставкам, и поэтому будем работать, чтобы наработать единую модель, которая будет поддержана правительством, президентом и парламентом", - отметила заместитель министра финансов Елена Макеева.
Как уточнил первый заместитель главы профильного парламентского комитета Андрей Журжий, на Нацсовете реформ рассматривались два варианта налоговой реформы: Министерства финансов и Н.Южаниной. По его словам, все стороны согласились, что очень важно упростить администрирование налогов и провести качественную реорганизацию фискальной службы. "Чтобы бизнес практически не знал и не видел представителей налоговой", - сказал он.
Он добавил, что все также согласились с тем, что должно произойти кардинальное сокращение налогового давления на фонд заработной платы. Депутат уточнил, что Министерство финансов предложило установить с 2016 года ставки налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и единого социального взноса (ЕСВ) в размере по 20% каждый, а с 2018 года оставить только НДФЛ по той же ставке, отменив ЕСВ, а глава профильного комитета выступает за установление ставки НДФЛ в размере 10%, а ЕСВ – 20%. А.Журжий отметил, что поддерживает идею объединения НДФЛ и ЕСВ уже с 2016 года.
Н.Южанина сказала журналистам, что не согласна с объединением НДФЛ и ЕСВ. "Потому что я считаю, что НДФЛ должен уплачиваться конкретным физлицом, которое должно знать и в будущем спрашивать, куда были потрачены эти деньги", - сказала она и добавила, что уплата физлицом НДФЛ будет способствовать культуре уплаты налогов гражданами.
По словам главы парламентского комитета, она предложила установить ставку налога на прибыль в размере 15% за минусом прибыли, реинвестированной в оборудование и развитие предприятия. Н.Южанина сказала, что предложила также установить и 15% налога на добавленную стоимость (НДС). "Несмотря на то, что это снижение ставки (сейчас ставка 20% - ИФ), но эту ставку смогут платить и те, кто сейчас находится в тени", - сказала она.
А.Журжий также сообщил, что участники заседания внесли разные предложения в отношении трансформации третьей группы налогоплательщиков, работающих по упрощенной системе налогообложения, но не конкретизировал их. "Но мы думаем, что глобальный изменений система единого налогообложения не претерпит", - сказал депутат.
Согласно презентации Минфина на Совете реформ, предлагается установить на едином уровне в 20% ставки единого социального взноса (ЕСВ) (сейчас в большинстве случаев от 36% до 40% плюс 3,6% с работника), налога на доходы физических лиц (НДФЛ) (сейчас 15% и 20% свыше 12,57 тыс. грн - 10 минимальных зарплат), налога на прибыль (сейчас 18%) и НДС (сейчас 20%, для лекарств - 7%).
Предполагается также не пока ЕСВ с части зарплаты, до уровня минимальной, но сохранить 1,5% военный сбор, а также, судя по представленному в презентации графику, отказаться или увеличить предел, после которого ЕСВ уже не начисляется.
По мнению ведомства, такой уровень ставок является конкурентным по сравнению с ближайшими соседями, поэтому выиграют все внешние и внутренние инвесторы.
Помимо того Минфин предлагает с 2018 года объединить ЕСВ и НДФЛ и снизить этот общий налог на зарплату до 20%.
Как отмечается в презентации, в отношении упрощенной системы налогообложения основная идея реформы, что эта система должны служить частным предпринимателям, а не крупном бизнесу. В этих целях группа I (как правило, торговцы на рынках) преобразуется в группу А с сохранением предельного годового оборота в 300 тыс. грн, группы II и III c предельными оборотами соответственно в 1,5 и 20 млн грн будут объединены в одну группу "Б" с оборотом до 2 млн грн, но сохранением права работать с юрлицами, а группа IV для сельхозпроизводителей будет преобразована в группу "В" с оборотом до 2 млн грн.
"Кто выиграет? - Микро- и малый бизнес", - отмечает Минфин. По его расчетам, при доходах до 72 тыс. грн в год ставка налога на "упрощенке" составит 4% вместо нынешних 25,1-12,6%, при 144 тыс. горн она увеличится до 5,7%, что примерно равно нынешнему уровню налоговой нагрузки в 6,3%, однако уже при 180 тыс. грн достигнет 6,2% против нынешних 5%.
В дальнейшем с ростом годового дохода от 240 тыс. грн до 1,827 млн, согласно представленному в презентации графику, она будет постепенно расти с 6,6% до 7,8%, тогда как сейчас снижается с 3,8% до 0,5%.
В отношении децентрализации вариант Минфина предполагает отмену централизованных льгот по налогу на коммерческую и складскую недвижимость с передачей этих полномочий на уровень местных советов, повышение максимальной ставки налога на недвижимость до 3%, введение налога в 25 тыс. грн на "роскошные" квартиры и дома площадью соответственно больше 300 кв. м и 500 кв. м и авто класса "люкс" стоимостью свыше 1 млн грн (сейчас вне завсимости от стоимости при объеме двигателя свыше 3000 куб. см). По расчетам ведомства, это может принести в местные бюджеты дополнительно 6,9 млрд грн.
Минфин указывает, что такая налоговая реформа может сократить расходы бюджета в 2016 году на 23,3 млрд грн, тогда как и без этого его дефицит оценивается в 135 млрд грн при ресурсе 603 млрд грнр в текущем году. Его причинами, в частности, ведомство называет прекращение импортного сбора (потеря 17,6 млрд грн), снижение прибыли Нацбанка (27,7 млрд грн), рост энергосубсидий (18,6 млрд грн), финансирования обороны (17,1 млрд грн) и новых реформ - судебной, прокуратуры, госслужбы, полиции (7 млрд грн), а также погашение долга по возмещению НДС (20 млрд грн) и переплат по налогу на прибыль (27 млрд грн).
Компенсировать этот дефицит, по мнению Минфина, можно за счет значительного роста акцизов на табак и алкоголь, сокращения расходов путем ускорения ликвидации центральных органов власти и реформатирования правительства, борьбы с контрабандой на таможне и уклонением от уплаты налогов, росту поступлений от госпредприятий, реформе Пенсионного фонда и конфискации активов "режима".
Альтернативный проект главы парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Нины Южаниной, согласно презентации на Совете реформ, предполагает снижение ставок налога на прибыль и НДС до 15%, НДФЛ - до 10% (но с отказом от налоговой социальной льготы), а ЕСВ - до 20%.
В отношении "упрощенки" она предлагает оставить группу I без изменений, в группе II сократить максимум наемных работников с 10 до 5. В группе III предполагается ввести ограничение на число наемных работников до 10 у физлица и до 25 у юрлица, сократить максимальный годовой оборот с 20 млн грн до 5 млн грн и повысить ставки с 2-4% до 4-10% в зависимости от вида деятельности, 6% - в 2016 году и 8% - в 2017 году.
Наконец, в IV группе сельхозпроизводителей предложено ограничить оборот 100 млн грн, а площадь земель - 3 тыс. га.
Проект главы профильного комитета предлагает также введение дифференцированных ставок рентной платы за специально использование недр вместо установленных сегодня абсолютных ставок, установление уровня рентабельности пользователя природных ресурсов 25% с разделом прибыли в отношении 60/40 между пользователем и государством.
Н.Южанина также предлагает компенсировать сокращение налоговых доходов от такой реформы за счет пересмотра модели налогообложения специального использования вод и экологического налога, а также повышением акцизного налога как на алкоголь и табак, так и, в меньшей мере, на топливо, введением налогообложения предметов роскоши.
Как сообщалось, ранее налоговую реформу планировалось рассмотреть на Нацсовете реформ 27 августа. Проект налоговой реформы разрабатывает Минфин, также свои варианты налоговой реформы разрабатывают депутаты Верховной Рады и общественные организации.