Нардепы предлагают снизить ставки акциза на подержанные легковые авто
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Депутаты предлагают значительно снизить ставки акциза на подержанные легковые авто для детенизации рынка.
Народные депутаты предлагают временно (с 1 января 2016 до 31 декабря 2017 года) значительно снизить ставки акцизного сбора на бывшие в употреблении легковые автомобили, в частности, с целью минимизации использования схем "временного ввоза" для уклонения от уплаты налогов.
Соответствующий законопроект №3251, зарегистрированный в Верховной Раде 7 октября 2015 года, был включен в повестку дня пленарного заседания в четверг.
Авторами законопроекта являются Роберт Горват, Ярослав Дубневич (оба - фракция БПП), Виктор Галасюк (фракция Радикальной партии Олега Ляшко, а также еще более 100 народных депутатов.
Документом предлагается установить новые ставки акцизного сбора на подержанные автомобили (без дифференциации на автомобили моложе пяти лет и старше, как в действующей редакции Налогового кодекса).
В частности, на подержанные автомобили с объемом цилиндра бензинового двигателя до 1 тыс. куб. см ставку акциза предлагается установить в размере EUR0,102 за 1 куб. см (аналогично новым авто), что в 10,7 раза меньше действующей ставки акциза для таких авто не старше пяти лет (EUR1,094) и в 14 раз меньше ставки для авто старше пяти лет.
Наибольшее снижение ставки акцизного сбора предусмотрено на автомобили с объемом цилиндра двигателя 1-1,5 л: их предлагается соответственно снизить в 21,7 раза и почти 28 раз - до EUR 0,063 за 1 куб. см объема двигателя.
Ставка акциза для автомобилей с двигателем 1,5-2,2 л снижается в 6,2 раза и в девять раз - до EUR 0,267, с двигателем 2,2-3 л - до EUR 0,276 (в восемь и 18 раз), с двигателем более 3 л - до EUR 2,209 (в 1,5 и 2,3 раза).
Документом также предусмотрено снижение ставок акцизного сбора на подержанные легковые автомобили с дизельным и полудизельным двигателями.
В частности, на автомобили с объемом цилиндра двигателя до 1,5 куб. см ставка акциза составит EUR 0,103 за 1 куб. см объема цилиндра, что в 13,3 раза ниже, чем действующая ставка для автомобилей моложе пяти лет (EUR1,367 за 1 куб. см), и в 17 раз меньше ставки на авто старше пяти лет (EUR 1,7761 за 1 куб. см).
Автомобили с двигателями 1,5-2,5 л предлагается облагать акцизом по ставке EUR 0,327 за 1 куб. см (почти в шесть раз и 7,5 раза меньше действующих), с двигателем более 2,5 л - EUR2,209 (вместо EUR 2,779 и EUR 4,715 за 1 куб. см).
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что на фоне девальвации национальной валюты и падения покупательной способности населения значительно (более чем вдвое к 2014 году) снизились продажи автотранспортных средств, что приводит к сокращению рабочих мест как в производстве, так и в продажах авто и снижению поступлений в бюджет.
"Потребители не могут покупать новые импортные авто из-за их высокой стоимости в гривне, а подержанные импортные – из-за высоких ставок акцизного сбора, что делает их цену неконкурентоспособной", - отмечается в пояснительной записке.
В этих условиях, отмечают авторы, граждане, особенно в приграничных областях, покупают авто в Европе и используют их в Украине без уплаты налогов. В частности, широко распространены схемы временного ввоза нерезидентами и использования авто в таможенном режиме транзита.
В соответствии с Таможенным кодексом, режим транзита не может превышать пять дней, если перемещение проходит в пределах одной таможни, и 10 дней – в зоне действия двух и более таможен.
"Для продления срока покупаются фиктивные медицинские справки и выводы СТО, что порождает значительную коррупцию в госорганах", - подчеркивается в пояснительной записке.
По информации ГФС, в 2014 году с целью транзита в Украину перемещено 61,5 тыс. ед. личного автотранспорта, пересекавшего границу в направлении "въезд" около 1,5 млн раз. При этом более половины этих авто соответствовали стандарту Евро3 - Евро5 и могли быть оформлены официально. Однако при средней стоимости такого авто около EUR4 тыс. только акцизный сбор составляет такую же сумму, что делает его растамаживание нецелесообразным.
В документе напоминается, что с 2016 года в Украине вводится стандарт Евро5, и снижение ставок акцизного сбора на подержанные авто поможет оформить около 4,5 тыс. автомобилей, соответствующих этому стандарту и находящихся сейчас в таможенном режиме транзита.
По оценке авторов, за счет этого в госбюджет поступит около 300 млн грн в виде налоговых поступлений. По разным оценкам, первичные продажи подержанных авто в 2016 году вырастут до 20 тыс. ед., при этом средний возраст их не будет превышать восемь лет, т.к. автомобили стандарта Евро5 в Европе выпускаются с 2008 года. Это позволит привлечь в бюджет около 900 млн грн.
В целом, резюмируют авторы документа, реальные поступления в госбюджет при реализации данного законопроекта вырастут на 1,2 млд грн.
Между тем, как отмечают эксперты отрасли, высокие ставки акцизного сбора были практически единственным барьером, препятствующим массовому ввозу в Украину подержанных легковых автомобилей.
По расчетам аналитиков AUTO-Consulting, с принятием законопроекта растаможка б/у автомобилей подешевеет в разы. Например, акцизный налог и его составляющая в финальном НДС с автомобиля 1,5 л составит всего 110-115 евро, против нынешних платежей в 3160 евро.
"С принятием такого закона Украина подорвет рынок новых автомобилей, который и так уже обвалился в разы за последние годы. Выдержать наплыв б/у автомобилей смогут лишь считанные единицы автодилеров, остальным придется перепрофилировать свой бизнес. И потери рабочих мест при таком развитии событий опять не избежать", - считают в AUTO-Consulting.