Порошенко прокомментировал последний разговор "нормандской четверки"
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Порошенко рассказал, о чем говорила "нормандская четверка" в ночь с 23 на 24 мая, а также об обстоятельствах и сложностях возвращения Н.Савченко в Украину.
Президент Украины Петр Порошенко сообщил подробности проведенных им в ночь с 23 на 24 мая телефонных переговоров в "нормандском формате" с участием президентов России Владимира Путина, Франции Франсуа Олланда и канцлера Германии Ангелы Меркель, а также рассказал о деталях освобождения из РФ украинской военнослужащей и нардепа Надежды Савченко.
"Львиная часть разговора (с лидерами стран "Нормандской четверки" – ред.), конечно, была посвящена разблокированию деятельности СММ ОБСЕ, переговорам об учреждении вооруженной полицейской миссии ОБСЕ, которая должна встать на линии разграничения. Я действительно поднял вопрос касательно защиты крымских татар после судебного решения России о запрете меджлиса (крымскотатарского народа – ред.) и после пыток, которые применяются к крымским татарам. И проинформировал о достижении договоренности по (освобождению - ред.) Савченко. Этот вопрос был решен несколько раньше", - сказал он в интервью телеканалу "Интер", которое вышло в эфир в воскресенье вечером.
Говоря о самом освобождении Н.Савченко, П.Порошенко отметил, что окончательно он поверил в ее возвращение лишь когда узнал, что самолет с ней на борту приземлился в аэропорту "Борисполе": "Я в это поверил, когда оперативный дежурный СБУ мне доложил, что самолет с Надей коснулся земли и Свят (пресс-секретарь главы государства Святослав Цеголко – ред.) через 5-6 минут набрал меня по телефону, и я во второй раз переговорил с Надеждой, и приветствовал ее на украинской земле".
Он отметил, что только сейчас, после окончания переговоров и всех шагов по возвращению украинской гражданки на Родину, может рассказать о всех деталях и подробностях этой операции, в которой принимали участие как украинские дипломаты, начиная с консула Украины в Ростове-на-Дону Виталия Москаленко, заканчивая дипломатами в Брюсселе, Париже, Берлине и Вашингтоне, так и сотрудники спецслужб и некоторые общественные деятели.
"С самого начала какое-либо вмешательство какого-либо политика, особенно неосторожные комментарии человека, - а украинские политики, к сожалению, часто этим грешили, - который абсолютно не задействован в этих процессах и начинает что-то комментировать, он тянет за собой смену решения россиян и очередной перенос", - сказал П.Порошенко.
Он также назвал последние 3 даты, которые были предварительно определены для возвращения Н.Савченко: "Это дата 18-го (мая – ред.), когда я подчеркивал, что должен вступить в силу приговор россиян (военнослужащих ГРУ Генштаба ВС РФ Е.Ерофееву и А.Александрову – ред.) и я могу применить свое право на помилование. Вторая дата была 22-е (мая – ред.), когда я сказал, что да, я готов, мы готовы издать указ, мы готовы организовать самолет, мы обсудили все детали и потом, по техническим причинам, россиянами было перенесено на 25-е (мая – ред.). Кто-то был в командировке, кто-то был в отпуске у них", - рассказал глава государства, подчеркнув, что "это были детально проговоренные вещи".
В этом контексте П.Порошенко отметил, что сценарий обмена также обсуждался очень долго: "Нам предложили, чтобы мы отдали ГРУшников за 48 часов и лишь спустя 48 часов нам предложили, что б мы могли высылать самолет за Надеждой. Все эти сценарии были отметены. Было четко в конце договорено, что взлет самолетов происходит синхронно: наш – из Ростова, их – из одного из аэропортов Киева, и лишь после приземления мы даем комментарии в прессу".
Президент выразил убеждение, что в освобождении Н.Савченко Украине помогал "весь мир". "Без санкций ничего бы не было, без твердой позиции лидеров европейских стран, США, Японии, Австралии ничего бы не было, без решительной резолюции Европарламента ничего бы не было, но главное – без мощной позиции внутри Украины также ничего не произошло бы", - сказал П.Порошенко, добавив, что благодарен огромному количеству людей, которые присоединились к процессу освобождения Н.Савченко.