Рада приняла закон о судоустройстве и статусе судей

Автор
Рада приняла закон о судоустройстве и статусе судей

Законопроектом "О судоустройстве и статусе судей" пересмотрен порядок назначения судей на должности и увольнения их с должностей.

Верховная Рада приняла за основу и в целом закон "О судоустройстве и статусе судей". За соответствующий законопроект № 4734 проголосовали 281 народный депутат.

"Законопроект направлен на обеспечение независимости судебной власти, повышение требований и профессиональных стандартов к судейскому корпусу, ограничение иммунитета судей до функционального, оптимизацию системы судоустройства, а также обеспечение непрерывной и эффективной работы органов судебной власти на переходный период", - говорится в пояснительной записке к документу.

Этим законопроектом пересмотрен порядок назначения судей на должности и увольнения их с должностей.

С целью обеспечения стандарта несменяемости судей как одной из гарантий независимости законопроект предусматривает отмену института "назначения судьи на должность впервые" (пятилетний, так называемый "испытательный", срок для судей) и назначение судей на должности только бессрочно.

На должность судьи, согласно проекту закона, может быть назначен гражданин Украины не моложе тридцати и не старше шестидесяти пяти лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж профессиональной деятельности в сфере права не менее пяти лет, компетентный, добропорядочный и владеющий государственным языком.

Также в законопроекте развиты положения изменений в Конституцию Украины относительно внедрения института функционального иммунитета судьи - вместо того, что предусмотрен действующей Конституцией Украины в виде абсолютного иммунитета. Природа судейского иммунитета при осуществлении правосудия заключается в запрете привлечения судьи к уголовной ответственности за его юридическую позицию, изложенную в судебном решении, поскольку наличие такого делает невозможной независимость и беспристрастность судьи.

В то же время в проекте закона предусмотрено, что судья должен нести уголовную или дисциплинарную ответственность за преступления (например, получение неправомерной выгоды) и дисциплинарные проступки, которые косвенно могут влиять на юридическую позицию судьи при осуществлении им правосудия. В частности, судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности в случае, если он нарушает установленные законом требования относительно содержания судебного решения, не дает оценки доводам сторон, не дает обоснования своего решения.

Кроме того, законопроектом предлагается упростить систему судоустройства. В нее, согласно документу, будут входить местные суды, апелляционные суды и Верховный суд. Для рассмотрения отдельных категорий дел в системе судоустройства будут действовать высшие специализированные суды.

Законопроект определяет, что высшим судом в системе судоустройства является Верховный суд.

Законопроектом "О судоустройстве и статусе судей" также осуществляется перераспределение полномочий между Высшей квалификационной комиссией судей Украины и новым конституционным органом - Высшим советом правосудия. К компетенции последнего отныне будут принадлежать, в частности, полномочия по рассмотрению дисциплинарных дел в отношении всех судей, принятие решения о временном отстранении судей от осуществления правосудия по ходатайству генерального прокурора, командировки судей в другой суд и прочее.

Согласно проекту закона, Высшая квалификационная комиссия судей Украины будет отвечать за отбор на должности судей, квалификационное оценивание, проведение конкурсов на занятие вакантных должностей судей и судейское образование.

По словам народного депутата, председателя Комитета ВР по вопросам правовой политики и правосудия Руслана Князевича, Закон "О судоустройстве и статусе судей" не будет действовать до принятия изменений к Конституции в части правосудия.