Тимошенко фигурировала в убийстве Щербаня еще в 2002

Тимошенко фигурировала в убийстве Щербаня еще в 2002

Имя Тимошенко как организатора убийства Щербаня упоминалось еще в 2002г., но на сбор доказательств необходимо было время.

Экс-премьер Украины Юлия Тимошенко упоминалась в контексте причастности к организации убийства народного депутата Евгения Щербаня в показаниях на судебном процессе над киллерами, убившими Е.Щербаня, отмечает бывший заместитель генерального прокурора Украины Николай Обиход.

«Нужно глубже знать тему. Был процесс в Луганске над группой киллеров, которые совершили убийство Щербаня. Процесс начался в 2002 году и шел целый год. На этом процессе были оглашены показания допрошенного господина Петра Кириченко, советника экс-премьера Павла Лазаренко. Он дал показания, при каких обстоятельствах перечислял деньги со своих счетов, распорядителем которых он был, на личные счета некого Матроса, всем уже известного Александра Мильченко (криминальный авторитет Днепропетровска – ИФ). Так вот эти показания фигурируют и в приговоре Луганского апелляционного суда, который в 2003 году рассматривал дело группы киллеров. Там прямо сказано со ссылкой на показания, что заплатит Юля. Так что нельзя сказать, что не упоминалась Тимошенко», - рассказал Н.Обиход в интервью агентству «Интерфакс-Украина».

Он подчеркнул, что и в то время была информация о возможной причастности Ю.Тимошенко к организации убийства Е.Щербаня, однако следствию необходимо время для сбора информации и доказательств. «Расследования требуют времени. Нельзя же просто нажать кнопку – и вот перед тобой все доказательства откуда-то появились. Здесь же надо было найти определенные счета, потом проверить, откуда пришли деньги. Иногда на раскрытие преступлений уходит несколько месяцев, а иногда десятки лет. То есть, это методичная работа, просто надо было собрать необходимое», - пояснил экс-замгенпрокурора.

В феврале 2002 года агентство «Интерфакс-Украина» сообщало со ссылкой на Н.Обихода, занимавшего на то время должность заместителя генерального прокурора, что за убийства депутатов Вадима Гетьмана и Е.Щербаня с личных счетов экс-премьера Украины П.Лазаренко на счет лидера преступной группировки были перечислены $850 тыс. и $2 млн.

В ходе расследования этого уголовного дела, как подчеркивал тогда Н.Обиход, были установлены факты таких перечисления с банковских счетов П.Лазаренко, "личных и подконтрольных", на личные расчетные счета лидера группировки, подготовившей и совершившей эти убийства, - Евгения Кушнира.

Мотивом устранения Е.Щербаня для П.Лазаренко послужил тот факт, что Е.Щербань в 1995-1996 годах имел существенное влияние на экономику в Донецком регионе и выступал против экономического проникновения в эту сферу П.Лазаренко.

Теперь, отвечая на вопрос агентства о том, почему в его заявлениях в 2002 году не было речи о том, что П.Лазаренко совершал преступление вместе с Ю.Тимошенко, Н.Обиход заявил: «Поймите правильно, если следователь чего-то не говорит, это не значит, что этого нет. Он не распространяет лишнего для прессы, общественности. Здесь тоже есть этапы доведения информации до общественности информации по уголовным делам. Если мы выйдем на трибуну и будем рассказывать: что, как и почем в определенном этапе следствия, когда это еще секретно, то кто-то сбежит, кто-то кого-то из свидетелей отправит в мир иной, кто-то еще какие-то меры предпримет. То есть, если что-то не говорится, то это не показатель, что этого нет».

Н.Обиход также подчеркнул, что объединение двух эпизодов подозрения Ю.Тимошенко – по организации убийства Е.Щербаня и расхищении бюджетных средств для выплаты долгов корпорации «Единые энергетические системы Украины» перед Минобороны РФ – обычная юридическая практика, поскольку преступления совершены одним и тем же лицом.

Отвечая на вопрос о том, достаточно ли будет доказательств для того, чтобы убедить суд присяжных в виновности экс-премьера в инкриминируемых ей преступлениях, бывший замгенпрокурора сказал: «Это надо спросить суд присяжных в полном составе. Нельзя гадать, какие будут доказательства, не зная их».

Н.Обиход с 1998 по 2002 годы занимал должность заместителя генерального прокурора- начальника управления по расследованию особо важных дел Генеральной прокуратуры Украины.

В распоряжении агентства 22 января 2013 года появился текст сообщения Генпрокуратуры о подозрении Ю.Тимошенко в организации убийства Е.Щербаня, в котором, в частности, говорится: «В связи с тем, что договориться со Щербанем об условиях поставки «ЕЭСУ» природного газа непосредственно предприятиям – потребителям Донецкого региона - не получилось, что влекло за собой уменьшение прибыли «ЕЭСУ», лично Тимошенко и Лазаренко приблизительно в начале 1996 года совместно приняли решение об убийстве Щербаня, что давало возможность устранить его таким способом как конкурента в бизнесе для Тимошенко и Лазаренко и, в политической сфере - для Лазаренко».

В документе Генпрокуратуры также указывается, что П.Лазаренко должен был подыскать непосредственных участников убийства Е.Щербаня, а Ю.Тимошенко вместе с П.Лазаренко должна была осуществить оплату совершения этого преступления за счет средств, полученных от коммерческой деятельности подконтрольных ею предприятий.

«Лазаренко в начале 1996 года сообщил своему советнику Кириченко о якобы наличии «смертельной угрозы» для Тимошенко от представителей бизнес- и политической элиты Донецкой области во главе со Щербанем, которые якобы заказали физическое уничтожение Тимошенко, из-за чего она нуждается в защите со стороны влиятельных криминальных авторитетов. Кириченко, не зная об истинных намерениях Лазаренко и Тимошенко совершить убийство Щербаня, сообщил, что поддерживает отношения с криминальным авторитетом Днепропетровска Мильченко, ранее судимым за разбой, мошенничество и другие преступления, по прозвищу «Матрос»», - сообщается в тексте уведомления о подозрении Ю.Тимошенко в организации убийства.

В документе отмечается, что П.Кириченко организовал П.Лазаренко встречу с А.Мильченко, а во время одной из встреч «Тимошенко и Лазаренко заказали Мильченко убийство Щербаня, гарантировав выплату за это вознаграждения в сумме $3 млн».

В тексте уведомления говорится, что Ю.Тимошенко лично встречалась с А.Мильченко и с одним из руководителей банды – Евгением Кушниром в отеле «Национальный», где Ю.Тимошенко тогда проживала. «Во время указанной встречи Кушнир договорился с Тимошенко о том, что он и его с Рябиным преступная группировка будет выполнять ее с Лазаренко заказ». Впоследствии, как отмечается в документе Генпрокуратуры, Ю.Тимошенко обеспечила перечисление средств, полученных от коммерческой деятельности подконтрольных ей предприятий на счета П.Кириченко, а тот перечислил их А.Мильченко и руководителям группировки. «Всего Тимошенко и Лазаренко за выполнение убийства Щербаня заплатили $2.829.000,0», - указывается в документе.

Агентство «Интерфакс-Украина» ранее сообщало, что депутат Е.Щербань 3 ноября 1996 года в аэропорту Донецка по прибытии из Москвы был расстрелян группой лиц, которые из автомобиля открыли по нему стрельбу из огнестрельного оружия. В результате полученных ранений депутат, его жена и механик скончались. Бортинженер самолета скончался в больнице от огнестрельного ранения в шею.

17 апреля 2003 года Апелляционный суд Луганской области приговорил к пожизненному заключению убийц Е.Щербаня и главы Украинской межбанковской валютной биржи, народного депутата Вадима Гетьмана.

В частности, Вадим Болотских приговорен к пожизненному заключению с конфискацией имущества за убийство Е.Щербаня, такой же приговор вынесен Сергею Кулеву за В.Гетьмана.

Суд также признал В.Болотских виновным в убийстве президента компании "Данко" Александра Момота и организации в 1995 году взрыва на стадионе "Шахтер" в Донецке (тогда погиб президент футбольного клуба "Шахтер", руководитель фирмы "Люкс" Ахать Брагин).

Кроме того, суд приговорил к пожизненному заключению с конфискацией имущества Леонида Добробатько за совершение убийств и разбойных нападений. Еще 5 человек получили от 11 до 15 лет лишения свободы за совершение убийств, разбойных нападений и грабежей в Донецкой и Луганской областях. Константин Никулин и Игорь Пушняков были осуждены на 15 лет лишения свободы с конфискацией имущества, Эдуард Косыгин - на 11,5 лет с конфискацией имущества, Николай Малахов и Сергей Володченко - на 11 лет с конфискацией имущества.

Подсудимые входили в преступную группировку, действовавшую на территории Донецкой и Луганской областей. Руководитель группировки Е.Кушнир умер в Донецком следственном изоляторе.