Секретарь СНБО объяснил, почему в 2014 году не ввели военное положение

Автор
Секретарь СНБО объяснил, почему в 2014 году не ввели военное положение

На заседании СНБО 28 февраля 2014 года не голосовали за введение военного положения, потому что это заблокировало бы проведение выборов, позволявших Украине получить легитимного президента.

Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины, и.о. президента Украины с 23 февраля по 7 июня 2014 года Александр Турчинов считает, что участники заседании СНБО 28 февраля 2014 года не голосовали за введение военного положения, потому что это заблокировало бы проведение выборов, позволявших Украине получить легитимного президента.

На заседании Оболонского суда по делу о госизмене В.Януковича он сообщил, что вечером 27 февраля 2014 года дал приказ руководителю юридического управления Администрации президента подготовить указ о введении военного положения.

"Но указ не может работать, если его не одобрит Верховная Рада, поэтому на заседание СНБО 28 февраля были приглашены лидеры парламентских фракций. Но политические лидеры понимали, что российская агрессия может затянуться, а введение военного положения приостановит проведение любых выборов и даст мне неограниченную власть и время. Именно поэтому за это решение проголосовал только я один на заседании СНБО", - подчеркнул А.Турчинов.

Он указал, что согласился с этим позже, когда был активный этап проведения избирательной кампании. "Все время была опасность вторжения России на материковую часть Украины, пока она считала Януковича легитимным президентом", - пояснил свидетель.

Секретарь СНБО также указал, что именно поэтому, когда началась война на Донбассе, он вынужден был найти формат в виде проведения АТО, чтобы без объявления военного положения, не прекращая избирательный процесс, противодействовать российской агрессии.

Турчинов рассказал, почему Украина не смогла защитить Крым

Кроме того, А.Турчинов подчеркнул, что введение военного положения не дает право на активное применение оружия, а дает такое право только объявление войны.

"Есть ведение войны, а есть введение военного положения. Это разные решения по своей правовой сути. Объявление войны – это применение без ограничений оружия, объявление военного положения – это жесткие ограничения конституционных прав граждан. Это возможность проводить конфискацию собственности. Кстати, при введении военного положения страна должна проинформировать об этом ООН", - пояснил он.

А.Турчинов указал, что 28 февраля 2014 года на заседании СНБО тогдашний министр обороны Игорь Тенюх доложил, что в связи с разрушенным состоянием Вооруженных сил на тот момент была возможность собрать не больше 5 тыс. военных, "где-то две батальонно-тактические группы и еще несколько сводных подразделений".

"Наибольшая угроза заключалась в подготовке к вторжению на материковую часть Украины, и что против Украины может быть задействовано до 200 тыс. российских военных, танки, РСЗО, авиация и другое", - отметил он.

Госизмена Януковича: суд проводит допрос Турчинова (онлайн)

По его словам, в таких условиях "спалить" резерв украинской армии в Крыму было недопустимо, и СНБО по его инициативе принял решение начать переброску войск с запада Украины на восток и север, чтобы защитить наиболее опасные направления от вторжения российских войск, в частности, Киевское, Харьковкое, Сумское, Донецкое.

"Также было принято решение о начале мобилизации. Но она была объявлена только 17 марта, потому что не было оружия, чтобы дать его мобилизованным, одежды, продуктов питания. Было тотальное предательство, но те военные, которые остались верными присяге, продержались почти месяц, и дали нам возможность занять оборону на юге и востоке страны, сорвать планы РФ по вторжению на материковую часть", - рассказал секретарь СНБО.