Матиос призывает безотлагательно создать Госбюро военной юстиции

Автор

В Украине стоит безотлагательно создать Государственное бюро военной юстиции.

Главный военный прокурор Анатолий Матиос считает, что в Украине надо немедленно создать Государственное бюро военной юстиции.

Об этом он заявил в интервью "Юридической газете".

"Я прошу, ходатайствую, призываю всех небезразличных, особенно законодательное сообщество, и настаиваю перед законодателем, что по аналогу принципа НАБУ надо безотлагательно создать Государственное бюро военной юстиции", - сказал Матиос.

По его словам, основными причинами для этого являются "стагнация мирного урегулирования агрессии на востоке; боевые действия, которые длятся уже почти 4 года и отсутствие военного пути решения проблемы; невосприятие военными расследования военных преступлений гражданским ГБР; необходимость принятия законодательного решения о пребывании на территории ОРДЛО миротворческой миссии, в том числе при участии украинских правоохранителей; необходимость в заполнении вакуума правовой регуляции, а также проведение фильтрационных мероприятий с дальнейшим расследованием преступлений против мира, безопасности человечества и международного правопорядка, совершенных парамилитарными формированиями и отдельными представителями оккупационных администраций".

По его мнению, основу личного состава Госбюро военной юстиции должны составлять бывшие следователи военной прокуратуры, личный состав нынешней Военной службы правопорядка, который прямо не участвовал в боевых действиях в зоне АТО, военные инспекторы и офицеры по особым поручениям, которые будут заниматься вопросами соблюдения правовых и социальных гарантий всех военнослужащих. Матиос уточнил, что в целом это будет примерно 4500 человек.

"К полномочиям Государственного бюро военной юстиции должно отойти расследование военных и связанных с ними преступлений; преступлений, совершенных против военнослужащих; преступлений, совершенных в районе проведения боевых действий; отдельных преступлений против мира, безопасности человечества и международного правопорядка; осуществление контроля за соблюдением законодательства в деятельности воинских формирований; представительство интересов военных в судах как третьего лица; представительство и защита в судах прав и интересов военнослужащих, привлеченных к участию в ведении боевых действий и не имеющих возможности обратиться за предоставлением законодательной помощи", - убежден главный военный прокурор.

Он добавил, что также Государственное бюро военной юстиции должно быть создано в том числе как буфер и своеобразный фильтр для расследования преступлений, совершенных военнослужащими, отдельными представителями населения и участниками парамилитарных образований, с предоставлением Бюро частичного статуса вспомогательного контингента для миротворческого контингента.

"Если коротко, то целью создания ГБВЮ является правовая регуляция, контроль (присмотр) над военными формированиями и привлечение личного состава этого органа к практическому исследованию (расследование) событий 2014-2018 гг. на востоке Украины, а также объективной оценки причастности/непричастности участников вооруженных формирований Российской Федерации и оккупационной администрации к совершению тяжких, особо тяжких преступлений на территории Донецкой и Луганской областей", - отметил Матиос.

По его убеждению, ГБР, к сфере полномочий которого с 20 ноября 2017 г. отошло расследование военных преступлений и которое будет комплектоваться следователями, имеющими статус государственного служащего, "однозначно, не способно и не сможет решить вышеуказанные очень сложные вопросы".

"Именно поэтому я отстаиваю одновременное создание военных судов, Государственного бюро военной юстиции и внедрение института военных адвокатов, услуги которых должно и обязано оплачивать государство во всех случаях привлечения к уголовной ответственности тех, кто защищает государство. Любых дополнительных расходов государственного бюджета в случае создания ГБВЮ и учреждение института адвокатов для военных совершенно (подчеркиваю - совершенно!) не надо. Законопроект разработан Главной военной прокуратурой. Он готов. Осталось убедить всех причастных принять такое решение", - резюмировал Матиос.