ПР внесла в ВР законопроект по изменениям в проведении выборов
- Автор
- Дата публикации
В "Партии регионов" предлагают изменения в избирательное законодательство - уменьшить размер залога для кандидатов в народные депутаты.
Народные депутаты от "Партии регионов" Александр Ефремов и Владимир Олийнык внесли на рассмотрение Верховной Рады проект Закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования законодательства по вопросам проведения выборов".
В пояснительной записке к законопроекту, текст которого размещен на сайте ВР, отмечается, что принятие закона "является одним из ключевых требований для подписания Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, определенных в Совместном заявлении XVI Саммита "Украина – ЕС"от 25 февраля 2013 года и в Заключениях Совета ЕС по иностранным делам от 10 декабря 2012 года, которым предусматривается принятие мер по устранению недостатков, выявленных в ходе выборов, в соответствии с рекомендациями ОБСЕ/БДИПЧ, в том числе осуществление в ближайшее время шагов с целью создания надежного избирательного законодательства, изучения целесообразности подготовки Избирательного кодекса, и четких правил для сбалансированного доступа участников выборов к СМИ в тесном взаимодействии с ОБСЕ/БДИПЧ и Совета Европы/Венецианской комиссией".
В записке говорится, что законопроект следует рассмотреть в безотлагательном порядке, поскольку Вильнюсский саммит "Восточного партнерства" состоится 28-29 ноября. Также подчеркивается, что в основу законопроекта положены наработки Министерства юстиции Украины, которые учитывают рекомендации экспертов Венецианской комиссии и ОБСЕ/БДИПЧ.
Законопроектом предусмотрено, что денежный залог для партии, которая выдвинула избирательный список кандидатов, уменьшен с 2 тыс. до 1 тыс. минимальных размеров заработной платы, а для кандидата в одномандатном округе - с 12 до 10 минимальных размеров зарплаты. "Таким образом, с учетом минимальной заработной платы на сегодняшний день, размер денежного залога для партии, которая намерена зарегистрировать кандидатов в депутаты в общегосударственном округе, будет составлять около 1,1 млн грн, для кандидата в депутаты в одномандатном избирательном округе – около 11,4 тыс. грн", - сказано в пояснительной записке к законопроекту.
Законопроектом предусмотрена передача от Центральной избирательной комиссии в окружные избирательные комиссии функций по организации проведения выборов в одномандатных округах, в частности что касается регистрации кандидатов в депутаты в одномандатных избирательных округах.
В пояснительной записке подчеркивается, что это делается "с целью разгрузки ЦИК, децентрализации избирательного процесса и обеспечения регулирования избирательных процедур непосредственно на местах".
На уровень окружных избирательных комиссий передаются также полномочия по: осуществлению финансового контроля за поступлением, учету и использованию средств избирательных фондов кандидатов в депутаты в одномандатных округах; объявлению предупреждения кандидатам в одномандатных округах; определению очередности предоставления эфирного времени для проведения предвыборной агитации за счет и в пределах средств Государственного бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов; регистрации доверенных лиц кандидатов; утверждению текста бюллетеня для голосования в одномандатном округе.
Законопроектом предлагается ограничить размер избирательного фонда партии, кандидаты в депутаты от которой зарегистрированы в общегосударственном округе, до 90 тыс. размеров минимальных заработных плат, а размер избирательного фонда кандидата в депутаты в одномандатном округе - до 4 тыс. размеров минимальных заработных плат.
Также устанавливается обязанность распорядителя соответствующего счета избирательного фонда отказаться от добровольного взноса, если его размер превышает разрешенный. Законопроектом предусмотрена система отчетности о поступлении и расходовании средств.
Предлагается: замена избирательного контроля на общий; осуществление окружными избирательными комиссиями контроля за поступлением, учетом и использованием средств избирательных фондов кандидатов в народные депутаты в соответствующих одномандатных округах; осуществление контроля дополнительно учреждениями банков, в которых открыты счета избирательных фондов.
Законопроектом предлагается почти в 3 раза увеличить размер штрафа за предоставление финансовой (материальной) поддержки в большом размере для осуществления избирательной кампании кандидату, политической партии (блоку), с нарушением установленного законом порядка, путем передачи денежных средств или материальных ценностей на бесплатной основе или по необоснованно заниженным расценкам, изготовление или распространение агитационных материалов, не оплаченных из избирательного фонда или оплаченных из избирательного фонда по необоснованно заниженным расценкам, или оплаты изготовления или распространения таких материалов, а также за преднамеренное использование в большом размере финансовой (материальной) поддержки в осуществлении избирательной кампании кандидата, политической партии (блока) кандидатом, его уполномоченным представителем, доверенным лицом кандидата или уполномоченным лицом с нарушением установленного законом порядка.
Также предлагается увеличить вдвое штраф за нарушение порядка предоставления финансовой (материальной) поддержки для избирательной кампании. Предлагается сократить сроки регистрации кандидатов в депутаты в одномандатных округах с 75 до 51 дня до дня голосования.
Предусмотрено изменение срока, отведенного для Центральной избирательной комиссии для определения избирательных округов и установления их границ, со 175 на 360 дней до дня выборов. Кроме того, законопроект предлагает предоставить исключительно судам право признавать голосование на избирательном участке недействительным.
Проектом устанавливается механизм предотвращения случаев так называемого ”двойного баллотирования”, в частности ОИК в случае установления, что лицо, выдвинутое кандидатом в депутаты в соответствующем одномандатном округе по его письменному заявлению о согласии баллотирования от партии или в порядке самовыдвижения, зарегистрировано кандидатом в депутаты в общегосударственном округе или в другом одномандатном округе (округах), принимает решение об отказе в регистрации такого лица кандидатом в депутаты и безотлагательно направляет представление в Центральную избирательную комиссию об отмене регистрации такого кандидата в общегосударственном округе или в другом одномандатном округе (округах), а ЦИК принимает решение об отмене регистрации кандидата в депутаты в общегосударственном или одномандатном округе.
Также законопроектом предусмотрено, что избиратель, который проживает или на день проведения голосования на выборах депутатов находится на территории иностранного государства, а также гражданин Украины, которому временно изменено место голосования (без изменения избирательного адреса) на другой избирательный участок вне границ одномандатного округа, к которому такой избиратель отнесен на основании сведений Государственного реестра избирателей о его избирательном адресе, имеет право голоса на выборах депутатов только в общегосударственном округе.
Предлагается, чтобы печать информационных плакатов и материалов предвыборной агитации проходила на государственном языке и региональном языке (языках).
Кроме того, предлагается ввести апробированную практику образования заграничного избирательного округа, который будет включать в себя все заграничные избирательные участки, наделив ЦИК полномочиями окружной избирательной комиссии заграничного избирательного округа.
Проектом предусмотрено, что одномандатный округ определяется территорией, в пределах которой находятся избирательные участки, которые входят в его состав. Не допускается образование одномандатного округа с территориями, которые не граничат между собой. Границей одномандатного округа является условно замкнутая линия на поверхности земли, которая отделяет его территорию от территории других (смежных) одномандатных округов, или частично совпадает с линией государственной границы. Центром одномандатного округа является местонахождение окружной избирательной комиссии (адрес помещения). Кроме того, проектом устанавливается, что решение об изменении границ и центров одномандатных округов принимается не позже чем за 360 дней до дня голосования.
Законопроектом предлагается уменьшить максимальное количество избирателей на участке и соответственно пересмотреть количество избирателей на участках в зависимости от их величины. Максимальное количество избирателей на участке будет составлять 2 тысячи. Средние участки предлагается создавать с численностью от 500 до 1200 человек, а большие – свыше 1200 человек.
Проектом предлагается предоставить право представления кандидатур в состав избирательных комиссий (кроме партий, фракции которых зарегистрированы в Верховной Раде текущего созыва) только партиям, кандидаты в депутаты от которых зарегистрированы в общегосударственном округе, и провести жеребьевку относительно включения кандидатур в состав окружных избирательных комиссий по каждой комиссии отдельно.
Законопроектом предусмотрено установить такое количество членов избирательных комиссий: для малых участков - 10-14 человек; для средних участков - 12-16 человек; для больших участков - 14-18 человек.
В соответствии с законопроектом, одно и то же лицо может быть включено только в один список кандидатов в депутаты от партии или выдвинуто только в одном из одномандатных округов в порядке выдвижения партией или в порядке самовыдвижения.
Законопроектом предусмотрено ввести новый порядок предоставления печатных площадей для предвыборных программ партий и кандидатов
Так, редакции газет «Голос Украины» и «Урядовий кур‘єр», а также редакции региональных печатных средств массовой информации государственной формы собственности, с которыми заключены соглашения об опубликовании предвыборных программ партий - субъектов избирательного процесса, кандидатов в депутаты, зарегистрированных в одномандатном округе печатают предвыборные программы субъектов избирательного процесса в отдельных специальных выпусках изданий не позже чем за 45 дней до дня выборов. Последовательность размещения предвыборных программ партий – субъектов избирательного процесса, кандидатов в депутаты, зарегистрированных в одномандатном округе, в соответствующем издании определяется в соответствии с очередностью их регистрации Центральной избирательной комиссией.
Кроме того, предлагается сократить время, в которое запрещается оглашение или распространение другим способом результатов опроса общественного мнения, связанного с выборами, в том числе относительно партий - субъектов избирательного процесса и кандидатов в депутаты, до последних двух дней перед днем голосования.
Проектом предложено, что запрещение на том же канале вещания в любой форме комментировать или оценивать содержание предвыборной агитационной программы, действия партии, кандидатов в депутаты, должно действовать на протяжении 5 минут до и после теле-, радиотрансляции предвыборной агитационной теле-, радиопрограммы партии, кандидата в депутаты.
Законопроектом устанавливается запрет на проведение агитационных мероприятий, распространение предвыборных агитационных материалов, демонстрацию агитационных фильмов или клипов, распространение избирательных листовок, плакатов, других печатных агитационных материалов или печатных изданий, в которых размещены материалы предвыборной агитации, публичные призывы голосовать за или не голосовать за партии - субъекты избирательного процесса, кандидатов в депутаты в одномандатном округе или публичная оценка деятельности этих партий или кандидатов в депутаты, во время проведения мероприятий, организованных органами государственной власти, органами власти Крыма, органами местного самоуправления, государственными или коммунальными предприятиями, заведениями, учреждениями, организациями.
Изменениями предлагается запретить во время избирательного процесса использование в коммерческой и социальной рекламе фамилий или изображений (портретов) кандидатов в депутаты; названий или символики партий – субъектов избирательного процесса; сообщений в любой форме о поддержке субъектом избирательного процесса зрелищных или других публичных мероприятий, а также привлечение внимания к участию кандидатов в депутаты в публичных зрелищных мероприятиях.
В законопроекте предусмотрено установить запрет на замалчивание общественно необходимой информации и ее искажение, а также возлагается обязанность на СМИ получать информацию из двух или больше источников, отдавая преимущество первоисточникам.
Проектом устанавливаются такие положения: допускается увеличение доли эфирного времени, посвященного партиям, представленным в текущем созыве Верховной Рады Украины, которые являются субъектами избирательного процесса, кандидатам в депутаты – лицам, уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления, не более чем на 30% от среднего объема эфирного времени, посвященного освещению фактов и событий, связанных с избирательным процессом. До эфирного времени, отведенного партиям, представленным в текущем созыве Верховной Рады, которые являются субъектами избирательного процесса, зачисляется время, отведенное кандидату в депутаты, – лицу, уполномоченному на выполнение функций государства или местного самоуправления, выдвинутому этой партией в общегосударственном округе.
Законопроектом предусмотрено как привлечение к административной ответственности, так и налаживание взаимодействия между органами контроля в случае судебного обжалования решений, действий или бездеятельности средств массовой информации и информационных агентств, которые нарушают требования закона о выборах, с целью восстановления избирательных прав граждан.
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что “с целью нормирования деятельности информационных агентств в избирательном процессе предлагается уравнивание их в статусе со средствами массовой информации”.
Законопроектом предлагается определить четкое количество избирательных бюллетеней, которые получают члены участковой комиссии для голосования избирателей по месту пребывания. Такое количество в каждом случае превышает количество избирателей, включенных в выписку из списка избирателей для голосования по месту пребывания, не более чем на 5%, но не меньше чем одного бюллетеня.
Предлагается установить, что в случае выявления в протоколе исправлений, ошибок и неточностей, которые можно устранить без повторного подсчета голосов и которые не нуждаются во внесении изменений в установленные результаты голосования избирателей на избирательном участке, а также в установленные итоги голосования в избирательном округе, такой протокол принимается соответствующей избирательной комиссией (окружной, Центральной избирательной комиссией) с указанием о выявленных исправлениях, ошибках и неточностях. Что касается протокола о подсчете голосов избирателей - такое решение прилагается к протоколу участковой избирательной комиссии, относительно протокола об итогах голосования в избирательном округе - отмечается в протоколе заседания ЦИК.
Также проектом устанавливается четкий срок доставки избирательной документации в окружную избирательную комиссию - не позже 24 часов по завершении заседания участковой избирательной комиссии.
Проектом предлагается установить, что с момента начала принятия окружной избирательной комиссией документов участковых избирательных комиссий окружная избирательная комиссия поочередно, через автоматизированную информационно-аналитическую систему передает Центральной избирательной комиссии оперативную информацию о подсчете голосов избирателей на избирательных участках одномандатного избирательного округа (с указанием всех сведений, которые содержатся в соответствующих протоколах участковых избирательных комиссий). Центральная избирательная комиссия безотлагательно обнародует отмеченные сведения на своем официальном веб-сайте.
Проектом предоставляется международным наблюдателям право присутствовать при голосовании избирателей по месту пребывания и право получать копии протоколов и других документов.
Проектом закона предлагается вместо предоставления права наблюдателю самостоятельно принимать необходимые меры в пределах законодательства по пресечению противоправных действий во время голосования и подсчета голосов предусмотреть возможность обращаться в государственные органы для устранения нарушений закона в случае их выявления.
[news id="814522"]