Цирковой бизнес

Автор
Цирковой бизнес

Цирк — это такой вид искусства, развлекательное представление которого происходит непосредственно на круглой сцене.

Сколько бы цирковеды не спорили о происхождении самого названия "Цирк", в итоге с какого бы языка он не брал свое начало, его значение непосредственно означает "круг". К примеру, немецкое ZIRKUS, латинское CIRCUS, французское CYRGUE, греческое KIRKOS, что имеет не только приблизительно одинаковое произношение, а также и сам смысл слова.
В предположение остается мнение о том, что в понятии "цирк" скрывается намного больше, чем просто слово, обозначающее "круг". Сопоставив все значения и приписав к их числу и само слово "церковь", которое имеет связь со словом "цирк", иными словами — "круг", пришли к мнению, которое максимально удовлетворило всех цирковедов. И в итоге, цирк — это что-то подобное древнему святилищу, где собирались язычники для проведения магических ритуалов, в которых обязательно должны были присутствовать лошади. Но не каждый имеет представление о самих ритуалах.

Что касается циркового бизнеса, он может стать довольно успешным и прибыльным делом. Если решиться строить собственный бизнес на цирке, то для начала необходимо вложить в него довольно немалую сумму, учитывая то, что только оформление одной программы (пошив костюмов, реквизит и т.п.) может обойтись в полмиллиона гривен. Сам же шатер и манеж может обойтись порядка 40 тысяч долларов без учета необходимой техники.
Включая в планы новые постановки, стоит учитывать их окупаемость. Любой цирковой спектакль — дело затратное. Если брать, к примеру, спектакль, поставленный в цирке шапито, то в среднем нужно рассчитывать, что придется потратиться не меньше 250 тыс. дол. Эта цифра может достигать и несколько десятков миллионов, если речь идет о редких экзотических животных или сложнейших технических решениях. Прибавим сюда декорации, оркестр и, соответственно, аппаратуру для озвучивания, пиротехнику, световое шоу — получается круглая сумма.
Все затраты при хорошем просчете окупаются, учитывая то, что они являются разовыми. А при хорошем расчете окупятся даже во время самого спектакля, ведь основным источников доходов для частных цирков является продажа билетов.

Помещение
Всего есть 2 разновидности цирка: стационарный и нестационарный. Стационарный цирк нуждается в постоянном помещении. Помещение должно быть обязательно с наличием круглой площадки, с манежем диаметром ровно 30 метров. Во всем мире манеж в цирке имеет одинаковые размеры.
Это делается с учетом того, чтобы артисты с различных стран могли выступать, не заботясь о переоборудовании площадки. Кроме того, движения тех же акробатов отработаны до мелочей и любое изменение размеров площадки означало бы необходимость заново отрабатывать номер.

Между зрительным залом и манежем располагается жесткий барьер, который имеет двойное назначение: во-первых, для безопасности зрителей, во-вторых — для применения в различных номерах. Еще одним немаловажным моментом для помещения является наличие купола сферической формы для проведения номеров с воздушными гимнастами.

Общая площадь циркового здания на 2 тыс. зрительских мест должна составлять не меньше 12 тыс. кв. м. Что касается нестационарного цирка, всеми называемого "Шапито", то он не нуждается в строении специального здания, так сказать, "цирк на колесах". Само название "шапито" берет свои корни от французского слова "chapiteau" — капитель, колпак. Помещение под шапито представляет собой временную постройку, которую держат высокие центральные мачты, а вместо стен служат боковые стойки.
На все это натягивается прочный брезентовый полог-шатер — и добро пожаловать в цирк.

Цирковое мастерство
Успех в цирковом мастерстве заключается в разнообразии номеров. В современном цирке самыми популярными номерами являются клоунада, иллюзионист, пантомима, музыкальная эксцентрика, интермедия, акробатика, эквилибристика и т. д. Разнообразие номеров не имеет предела, но все же необходимо придерживаться граней циркового искусства.
За счет чего можно выстроить настоящую цирковую атмосферу? Что продолжает оставаться традиционным с отблесками изобретения прошлого? Ничто не сделает цирк настоящим, как старая добрая клоунада. Цирковая или же театральная, но со временем клоунада преобразовывалась, дополнялась и приукрашивалась различными репликами в зависимости от страны и индивидуальности исполнителя. Клоунады могут писать как сами исполнители, так и профессиональные литераторы.

Как правило, клоунада наполнена гневом, сатирой, различными жизненными проблемами, близкими зрителю. Драматургия клоунады "Чем больше загадочности и неожиданности в исполнении фокусов, тем больше признания" же, всем известно, что фокусные трюки — это всего-навсего демонстративная изобретательность и ловкость рук. Но одним из важнейших элементов в трюках является сам артист, его манера общения со зрителями, отношение к исполнению трюков, будь то ирония или серьезность. Чем больше загадочности и неожиданности в исполнении фокусов, тем больше признания со стороны зрителей. Это и есть самым главным, как для артиста, так и для тех, кто решился строить собственный цирковой бизнес.
"Язык тела", иными словами "пантомима" — искусство разговаривать со зрителями исключительно движениями, без слов. Хороший мим должен обладать хорошей способностью входить в художественный образ и отличной пластикой. Музыкальная эксцентрика чем-то напоминает музыкальную клоунаду.
Разнит их только одно отличие — в музыкальной эксцентрике артист больше приближен к бытовому персонажу, иными словами, образ не имеет каких-либо ограничений.
Чтобы номер был успешным, прежде всего, необходимо, чтобы артист обладал комедийными качествами и умением игры на инструментах. Свою изюминку в цирковых выступлениях придает такой элемент как эквилибристика. Искусство номеру придает умение артиста держать равновесие на различных предметах при неустойчивом положении тела, будь то шар или канат. В некоторых случаях сочетается с акробатикой и жонглированием.
Как правило, интермедия служит разделителем между показательными номерами. Она может быть комедийной, танцевальной и т. д., но и при этом быть как частью номера, так и не иметь никакого отношения к самому смыслу всего спектакля.
Ничто не делает настолько интересными выступления, как номера с дрессированными животными. Сейчас цирк не ограничивается одними медведями или лошадями. В номерах участвуют кошки, собаки, голуби, пауки и скорпионы, различные змеи и даже львы, слоны и тигры. Но не стоит направлять все усилия только на цирк с участием одних зверюшек. Их приобретение и содержание обходится в достаточно кругленькую сумму.И даже если в планах есть выступления за пределами страны, то нужно учитывать, что в большинстве стран выступления с животными категорически запрещены и могут приравниваться к жестокому обращению с ними. Цирк возможно сделать зрелищным и разнообразным и без участия животных.

Кадры
Одной из проблем цирковой деятельности являются кадры. Лучшие артисты уходят туда, где больше предложат. В основном, в цирк требуются молодые и энергичные люди. Как правило, циркачами не становятся, а рождаются, а мастерство передается из поколения в поколение. В саму основу циркового искусства входят особые умения и навыки, поэтому воспитывать циркового артиста необходимо с малых лет. Поэтому в цирковом искусстве встречается много семейных династий. Главное, что объединяет всех, так это любовь к цирковому искусству.

Раскрутка и окупаемость
Весь мир все больше переполняют частные цирки. В Украине частный цирк пока еще редкость.
На сегодняшний день примером для всех служит сеть частного цирка "Кобзов", показавший, что в Украине возможно выстроить и наладить цирковой бизнес.
Что касается самой раскрутки новоиспеченного бизнеса — телевидение остается самым эффективным способом продвижения своего продукта. Но, к сожалению, на телевидении и в печатных сми количество информации о цирковой деятельности минимальное, поэтому человек имеет слабое представление о том, за что нужно платить деньги.
Опираясь на самый дорогой и масштабный в мире цирк Cirque du Soleil, годовой оборот которого составляет порядка 250 млн дол., можно сказать, что при хорошем расчете цирковой бизнес может окупиться в самый минимальный срок.
В настоящее время цирк тесно связан с театром и эстрадой. Благодаря финансовой независимости, возможно сделать выступления все более разнообразными и не только по отношению к самому номеру, а и к самому артисту. Цирк — это настоящее зрелищное реалити-шоу, нужно лишь правильно преподнести его зрителю.