Синдром отличницы может помешать женскому счастью
- Автор
- Дата публикации
Многие отличницы имеют низкую самооценку, в них живет глубинное недоверие к самим себе.
Мы все прекрасно знаем девушек, выделяющихся среди других своей интеллектуальной активностью, любознательностью, прилежанием, а часто и привлекательной внешностью, сообщает Женский журнал "Хочу".
Отличница всегда садится в первый ряд, внимательно слушает, смотрит в глаза преподавателя заинтересованным взглядом, задает острые проблемные вопросы. Она вызывает к себе симпатию, производит впечатление умной и старательной студентки. Однако, личная жизнь отличниц, как правило, складывается очень непросто. Почему? Отвечает эксперт - Ярослав Драб.
Парадокс заключается в том, что слишком многие отличницы имеют низкую самооценку, в них живет глубинное и плохо осознаваемое недоверие к самим себе. Они потому и стараются быть отличницами, чтобы компенсировать этот свой недостаток, скрыть его от себя, приобрести значение в собственных глазах и в глазах окружающих. Если при этом девочки достаточно способны и прилежны, им это удается, и до поры до времени окружающие считают, что с ними все в порядке. Они удобны для воспитания и обучения, с ними хорошо чувствуют себя родители и педагоги.
Но парадокс заключается еще и в том, что часто именно эти качества мешают им быть счастливыми во взрослой жизни. От детей требуют послушания и прилежания, поэтому самооценка детей, особенно тех, которые в этом преуспели, базируется именно на этих качествах. Привычные поощрения за послушание препятствуют развитию собственной инициативы, ну а кто еще преуспел в умении быть "хорошими" так, как преуспели отличницы? Им трудно согласиться с тем, что тот тип поведения, который давал такие прекрасные результаты еще вчера, вдруг становится неэффективным сегодня, тем более что вести себя по-другому они не научились. Поэтому для них перейти от закрепившейся привычки слушаться к умению руководить хотя бы своей собственной жизнью особенно трудно. Но если у взрослого человека главным достоинством является его покладистость, то слишком велика вероятность того, что найдется кто-то более инициативный, кто будет использовать эти качества в своих интересах.
Особенно трудно складываются у большинства отличниц отношения с противоположным полом. С одной стороны, они неосознанно надеются с помощью мужчины повысить свою самооценку, а с другой, они привыкли иметь успех в учебе и наивно полагают, что так будет и в других сферах жизни. Они придают любви очень большое значение и с нетерпением ждут ее. Когда на горизонте их жизни появляется кто-то, способный затронуть их чувства (а чаще всего в этом преуспевают талантливые манипуляторы), они тут же влюбляются в него, не думая о том, что это за человек. Сама энергетика любви для них настолько привлекательна, что качества человека, способного ее внушить, отходят на второй план. А при таком подходе слишком велика вероятность оказаться в ловушке.
Люди редко понимают, почему они стали такими, какие они есть, какие именно стороны их личности способствуют их успехам и поражениям. Отличницы не являются исключением в этом отношении. Им трудно понять, почему они не имеют у парней того успеха, какой привыкли иметь у воспитателей и преподавателей. Им невдомек, что такие ценные для обучения качества, как послушание и прилежание, обычно не вызывают страсти. На школьных вечерах мальчишки вьются вокруг отнюдь не самых лучших учениц, хотя и отличницы все же не остаются в полном одиночестве: обычно находится какой-нибудь мальчик, который считает для себя престижным танцевать с отличницей и провожать ее домой. Но он редко соответствует ее запросам и вкусам. Когда отличница оканчивает школу, а тем более институт, то ореол вокруг нее рассеивается, поскольку магия отличных оценок отмирает, а заменить ее чем-либо другим она не в состоянии. И тогда червячок глубинной, скрытой раньше неполноценности выходит наружу, начинает активно поедать ее, и постепенно это становится заметным для окружающих.
Конечно, не у всех отличниц обязательно низка самооценка, но тогда они и не озабочены тем, чтобы быть отличницами во что бы то ни стало, не самоутверждаются на этом, не огорчаются, когда изредка получают четверки. Способные девочки с достаточно высокой самооценкой учатся хорошо, но в большинстве случаев все же не на одни пятерки. И у них обычно жизнь складывается лучше, чем у круглых отличниц, поскольку самопринятие, положительное отношение к себе, активность и инициативность имеют большее значение для счастья, чем природные способности и прилежание.