Какую зарплату писать себе в бизнес-плане?
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Одна строчка, на которой прокалываются многие. Два года назад я писал бизнес-план одного стартапа.
Себе, как главному идеологу проекта я указал зарплату, в несколько раз больше, чем остальным членам команды. Инвестор вежливо попросил обосновать мои притязания и, не удовлетворившись объяснениями, пропал. В чем ошибка? Начинающий предприниматель для инвестора – не наемный сотрудник, а партнер, человек, который готов готов рисковать своим временем и ресурсами. Будущий CEO, сразу стремящийся "выбить" высокую зарплату, производит не очень хорошее впечатление. Трудно понять, на чем он собирается заработать: на том, что получит деньги у инвестора или на том, что компания станет прибыльной в предусмотренный бизнес-планом срок?
По моим наблюдениям успешные компании выросли из тех стартапов, где основатели указывали себе обычную для своего рынка зарплату. В бизнес-инкубаторе WannaBiz мы проанализировали больше полусотни разных заявок, провели почти сотню подробных интервью с командами. Команды, решительно настроенные на результат, вопрос о личном финансировании если и поднимали, то на более поздних этапах общения, когда стороны уже обозначили взаимный интерес друг к другу. И наоборот, команды, сразу вписавшие в заявку на участие в стартап-инкубаторе WannaBiz зарплаты для себя от 1000$ и выше, почти сразу исчезали: долго отвечали на письма и звонки, а само качество ответов оставляло желать лучшего.
Зарплата основателей – один из тех показателей, по которым мы определяем, насколько серьезно настроена команда. Важно и то, сколько зарабатывал до этого каждый член команды. Мы общаемся с теми, кто уже готов рисковать: переехать в другой город, оставить прибыльную работу или даже бизнес. Нам неинтересны проекты, в которых запрашивается зарплата в $30 000 на 3 месяца для четверых основателей и еще столько же на покрытие уже затраченного времени и ресурсов.
Это вовсе не значит, что нужно занижать свою оценку. Слишком скромная цифра может выдавать в соискателе человека с комплексами, который вряд ли сможет вести команду. Если вы стесняетесь зарабатывать деньги сейчас, то хватит ли у вас смелости создать прибыльный бизнес?
Есть ситуация, когда серьезная цифра вполне оправдана. Если ваш стартап уже состоялся, растет, как было запланировано и для выхода на новые рынки или расширения деятельности, вам нужно больше инвестиций. Чем больше вы уже сделали, тем дороже стоите.
Автор: Вадим Роговский (управляющий партнёр бизнес-инкубатора WannaBiz)