В юном возрасте мозг не может справиться со страхом

Автор

В молодости мозг иначе воспринимает страх: раз испугавшись, он хранит отрицательные эмоции даже после исчезновения причины страха.

И это не следствие какой-то болезни, неправильного развития или стресса. Это, как утверждают исследователи из Медицинского колледжа Вейл-Корнелл при Корнеллском университете (США), обычное свойство созревающего мозга.

Исследование включало в себя психологический эксперимент и нейрофизиологический. Участникам — детям, подросткам и взрослым — давали наушники и просили понаблюдать за последовательностью геометрических фигур, проплывающих по экрану компьютера. Одна из фигур сопровождалась резким, неприятным звуком. В конце концов страх при виде такой фигуры становился рефлекторным: при её появлении у человека менялись физиологические показатели, что регистрировалось приборами. На следующий день подопытным вновь показывали последовательность фигур, однако теперь это происходило без неприятного стимула. Дети и взрослые быстро осознавали, что бояться нечего, а вот подростки 12–17 лет по-прежнему ждали неприятного звука, и при возникновении соответствующей фигуры их так же бросало в пот.

Те же результаты были получены в опытах с крысами. Однако в этом случае исследователи могли в буквальном смысле заглянуть животным в мозг. Как пишут авторы в журнале PNAS, в прелимбическом и инфралимбическом районах префронтальной коры молодых крыс они обнаружили особенности, отличавшие их от взрослых животных и совсем маленьких детёнышей. Первая из этих зон включена в получение и обработку «страшных» эмоций, а вторая отвечает за их изгнание из эмоциональной сферы. Как оказалось, у детёнышей и взрослых крыс в "изгоняющей страх" зоне коры был высокий уровень синаптической пластичности, а у крыс-подростков — низкий.

Иными словами, у подростков в этой зоне нервные цепи дольше перестраиваются, оттого страх держится дольше. Хотя нейрофизиологические исследования проводили на крысах, учёные убеждены, что точно так же дела обстоят в человеческом мозгу.

Полученные данные объясняют высочайший уровень тревожности, неврозов и депрессий среди подростков по сравнению со взрослыми. Вполне возможно, это позволит разработать эффективный способ борьбы с подростковыми депрессиями — если, конечно, удастся найти способ ускорить настройку синапсов в "страхоперерабатывающем" отделе мозга.