Шведскому кораблю XVII века "Васа" требуется новый постамент
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Кораблю "Васа", несколько столетий пролежавшему на морском дне и ныне выставленному в одноименном музее в Стокгольме, требуется постамент.
Сойдя со стапелей в 1628 году, самый большой корабль королевского флота не проплавал и часа, как затонул, перевернувшись от сильного порыва ветра. В 1956 г энтузиасты-историки определили место его залегания на дне, а в 1961 г "Васа" был поднят на поверхность.
Во время 333-летнего подводного сна он был надежно укрыт толстым слоем ила, который в сочетании с уникальными свойствами балтийской воды, в силу слабой солености избавленной от корабельного червя, оказался отменным консервантом. Именно благодаря ему судно предстало взорам наших современников практически в первозданном виде.
Однако то, что смогла сделать водная среда, оказалось не по силам среде воздушной. От контакта с воздухом структура дерева стала постепенно разрушаться, и шведские ученые уже давно начали работать над способами предотвращения дальнейшего процесса распада и сохранения одного из символов шведской нации.
В последние годы музейные плотники наблюдали деформацию корпуса, происходящую под давлением его собственного веса. Многочисленные измерения говорят об изменениях в его положении. Из-за химического распада материала кильблок, на котором покоится корабль, не отвечает требованиям момента.
В настоящее время "Васа" лежит на довольно простой конструкции, сделанной в начале 60-х годов после его подъема со дна залива: корпус опирается на киль, а с обеих сторон он поддерживается опорами. Что-то за это время в ней было улучшено, но на сегодняшний день этого недостаточно.
"Для "Васы" совершенно необходимы новые опоры, если мы хотим, чтобы корабль сохранился. Сегодняшняя крепость дерева, из которого он построен, составляет половину от крепости свежего дуба. В некоторых местах она еще меньше. Мы понимаем, что корпус нуждается в более совершенной опоре, и будем решать, что для этого сделать. Нам нужна более детальная информация о характеристиках древесины "Васы", а также необходимо изучить способы подъема такой сложной конструкции, какую представляет собой корабль. Наши инвесторы и партнеры позволяют это осуществить", - рассказывает начальник главного отдела музея "Васа" Магнус Улофссон.
Согласно разработанному плану, к 2016 г должен быть подготовлен проект новой опорной системы, над которым уже работают как эксперты самого музея, так и ученые из лаборатории Онгстрема при Упсальском университете, а в 2016 году начнется ее непосредственное строительство. Главными инвесторами являются компании "Формас", "ВИННОВА", которые вместе с Государственным советом по науке вложили в проект 6 млн крон (660 тыс. евро).
"Мы являемся самым посещаемым морским музеем и хотим продолжить им оставаться. Нам необходимо позаботиться о "Васе", и новая опорная конструкция является важной частью общей работы по его сохранению. Будущие поколения тоже должны иметь возможность увидеть этот восхитительный корабль", - говорит директор музея "Васа" Марика Хедин, комментируя работы по проекту.