Сын Ступки рассказал, что писал завещание отца под диктовку

Автор
Сын Ступки рассказал, что писал завещание отца под диктовку

Двенадцать дней прошло со дня смерти Богдана Ступки (он умер 22 июля после продолжительной болезни в санатории "Феофания").

А его сын Остап приехал в родной театр им. Ивана Франко. Но, взяв ключи на проходной, открыть кабинет отца не смог. "Нет, лучше как-нибудь в другой раз, еще слишком все живо в моей памяти".

На это первое и такое тяжелое для него интервью Остап соглашался очень долго. Три раза назначал встречу, потом переносил, извинялся: "Не до интервью мне". А когда все-таки приехал, держался как мог, вспоминая отца иногда даже улыбался, но в глазах взрослого и такого сильного мужчины все же блестели слезы.

— Остап, нет таких слов, которыми можно было бы высказать вам сочувствие. Богдан Сильвестрович — мегачеловек, вершина, которую никто и никогда не заменит. Недавно было девять дней со дня его смерти. Вы провели этот день в узком кругу?

— С таким человеком, как папа, так не получится... В 8.00 мы были в церкви, помянули его, потом поехали на кладбище. Пришли родственники, друзья… Наш кум, известный скульптор Михаил Рева, живущий в Одессе, предложил эскиз памятника. Мама, конечно, внесла свои коррективы. Но в целом ей все понравилось. У меня есть мысли написать книгу о нем. Но не сейчас, надо к этому прийти и морально подготовиться. Знаете, мне до сих пор не верится, что папы нет. Мама говорит, как будто на съемки уехал...

— Остап, неловко вам пересказывать события тех скорбных дней, но когда вы сидели с родственниками у гроба на похоронах, ваши же коллеги уже говорили о новом преемнике, который придет в театр на место Богдана Сильвестровича — Станиславе Моисееве. О его назначении якобы было написано в завещании, которое видел Богдан Бенюк. Никто не верит, что оно существует.

— Нет, оно есть и в нем написано о Станиславе Моисееве, это не выдумка и не слухи. Такова была воля отца. Разговоры об этом велись несколько лет назад, еще до его болезни. Папа думал об этом, потому что даже если ты жив-здоров, работа такая, что постоянно отнимает силы, здоровье. А в связи с этими событиями...

— Ну это хоть правда, что вы писали его под диктовку отца?

— Да, за три дня до смерти папа диктовал мне, когда уже не мог не только держать ручку, но и говорил с большим трудом. Станислав тоже был в больнице. И он еще раз сделал ему конкретное предложение. Я был свидетелем этого разговора. Записка эта небольшая, всего одна страница.

— А к чему была такая срочность с объявлением преемника? Неужели нельзя было хоть для приличия подождать 40 дней?

— Когда папа умер, как он и просил, я передал это завещание президенту. А дальше уже решал не я. Но, видимо, следуя его воле, они так торопились написать приказ.

— Почему выбор пал именно на него? Они так сильно дружили, как рассказывает об этом Моисеев?

— Да, они были в хороших отношениях, работали вместе. Станислав Анатольевич отличается мудростью, выдержанностью. Он тоже ученик Олейника, Данченко. Может продолжить те идеи, которые были заложены его предшественниками. А как оно будет дальше — посмотрим.

— Наверняка отец просил исполнить не только эту его волю. Что еще было в этом завещании?

— Было еще кое-что… Если оно будет, то будет, а пока я не хочу об этом говорить. Но это тоже связано с одной должностью в театре.

— А вы знаете, что большая часть труппы относится к приходу нового режиссера, мягко говоря, отрицательно. Есть среди них такие отверженные люди, которые говорят, что если Моисеев переступит порог театра, они готовы идти на самосожжение…

— Не надо наводить тень на глянец, как сказал бы Богдан Сильвестрович. Моисеев сказал, что часть труппы отправит на контракт, но по такой схеме живет весь мир, а мы остались в советских законах. Есть люди в театре, которые ничего не делают, но продолжают получать зарплату. В какой стране, кроме нашей, это еще приемлемо? Да, могут быть изменения, но я не думаю, что они коснутся талантливых, работающих актеров. К тому же реформа — вещь непростая, ее не сделаешь за один день. Все должно быть аккуратно, грамотно. Не думаю, что это будет резко, жестоко. А, может, и вообще ничего не будет.

— Ну а за себя вы не переживаете? Ведь вас с сыном Дмитрием тоже могут, невзирая на регалии и заслуги папы, подвинуть…

— Я спокоен. Самое интересное, что никто из труппы с ним еще даже не общался, а уже себя накручивают. Актеры в театре выходят на работу только 18 августа. Соберутся люди, поговорят с ним. Нужно успокоиться, пообщаться, услышать от него, чего он хочет, и внести какие-то свои предложения. Я верю, что все будет хорошо. Поверьте, ему тоже нелегко. Его тоже гложут сомнения… Но у него есть свое видение: нужно выходить на мировой уровень. Для этого нужны такие реформаторы. Он — режиссер, а отец режиссером не был.

— Что будет с кабинетом Богдана Сильвестровича? Вы забрали оттуда его вещи?

— Нет. Все осталось, как было при его жизни. Есть мысль сделать там музей… А, может, и не надо… Это пока не решено.

— Если так, то где же будет сидеть новоиспеченный режиссер?

— В театре много других кабинетов, которые пустуют. Станислав Анатольевич, кстати, тоже не хочет ничего трогать.

— Остап, а после похорон вы открыли кого-то из друзей отца по-новому?

— Ну есть такие моменты. Были люди, которые поддерживали нас эти два сложных дня. Один друг папы прилетел из Нью-Йорка. И дело не в расстоянии, а в отношении. Но это были настоящие друзья, таких мало. Кто-то закрылся… Скажу честно, меня это не поразило. Такова жизнь.

— Знаю, многие коллеги собирались приехать. Константин Хабенский, Никита Михалков, Сергей Гармаш, но не смогли.

— Гармаш с Ярмольником были, они появились в церкви на отпевании в 12 ночи. На похороны не остались, у них был спектакль. Они хотели его отменить, но не получилось. Мы посидели с ними, потом вышли на улицу, вспоминали истории, веселые случаи, которые были связаны с папой на площадке... И стали громко смеяться… Это была такая смена настроения, защитная реакция организма. Остальные присылали телеграммы. Я еще не все успел забрать из театра. Писали все: начиная от Путина, заканчивая посольствами и друзьями.

— А с местом на кладбище вам, правда, помогло государство?

— Да, папа же Герой Украины. Всей процедурой занималась администрация президента и Министерство культуры. У них был четкий план, что, как и когда. Я им очень за все благодарен.