Смерть Березовского: прыжок в Ничто

Автор
Смерть Березовского: прыжок в Ничто

Борис Березовский мертв. Завершилась жизнь одной из самых неоднозначных личностей новейшей истории России.

«Серый кардинал», «крестный отец Кремля», «политический авантюрист»… Какими только титулами не награждала его пресса. Сохранится ли его имя в истории?

Фигура Березовского еще с середины 1990-х годов несла на себе флер таинственности и загадки. Рядовой советский ученый, а затем хваткий автомобильный спекулянт, умело игравший несовершенным механизмом советской кооперации, за каких-то семь лет Борис Абрамович овладел одним из ключевых постов в структуре российской власти – стал заместителем секретаря Совета безопасности. Однако вряд ли данный рывок увенчался успехом исключительно благодаря хитрости Березовского. Как отметил политолог Федор Лукьянов, царивший в середине девяностых политический хаос то и дело выбрасывал на поверхность разных проходимцев, но позже с легкостью пожирал их. Не избежал этой участи и Березовский:

«Он в какой-то момент стал одним из пяти самых влиятельных людей страны. От него очень многое зависело. Но, как и любой переходный период вытесняет тех, кто его создавал, так и Березовский на следующем этапе оказался вне игры и его роль стремительно уменьшалась. Остались только скандалы, никаких продуктивных шагов не было».

Пик влияния Бориса Березовского пришелся на 1996 – 98 годы. В это поистине страшное время в нашей истории, когда на Северном Кавказе рекой лилась кровь российских солдат, когда в Москве взрывы бомб террористов убивали и калечили мирных граждан, «БАБ», как его прозвали журналисты по первым буквам инициалов, лихо решал свои деловые вопросы, постепенно аккумулируя в своих руках крупные финансовые и медиа-ресурсы. По мнению ряда экспертов, главным инструментом его успеха стала «семья» - ближайшее окружение тогдашнего президента Ельцина. Однако с его уходом фортуна отвернулась от Березовского, и политическая карьера олигарха стала заваливаться в плоский штопор. Уже в ноябре 2000-го российская прокуратура объявила о намерении предъявить ему обвинение, и с тех пор Березовский больше не ступал на российскую землю. И тогда же деятельность опального олигарха стала больше походить на политический фарс, который, в то же время уносил человеческие жизни. История со смертью беглого офицера ФСБ Александра Литвиненко, которую Борис Березовский, возможно, не без согласования с властями Великобритании, пытался превратить в спектакль о «кровожадных и мстительных чекистах», изжила себя без должного результата и теперь встала поперек горла британскому правосудию. Не исключено, что Борис Абрамович мог и сам стать жертвой этой авантюры, предположил политолог Павел Данилин:

«Учитывая, что на днях Лондонский суд закрыл для общественности подробности сотрудничества Александра Литвиненко с британскими спецслужбами, нельзя исключать того, что они были крайне заинтересованы в молчании Березовского».

Вместе с тем, смерть Березовского могла настигнуть его и от отчаяния. Провальный процесс, в ходе которого «БАБ» проиграл многомиллионный иск Роману Абрамовичу, а также претензии его бывшей жены, согласно которым суд заблокировал его счета, фактически лишили некогда влиятельного бизнесмена и политика всех рычагов влияния и поставили под вопрос его дальнейшее пребывание за рубежом. По словам пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова, даже имело место покаянное письмо Березовского в адрес Владимира Путина с просьбой о возвращении:

«Некоторое время назад Березовский передал Путину письмо, написанное им лично, в котором он признал, что совершил очень много ошибок, попросил у Путина прощения за эти ошибки и также обратился к путину с просьбой о том, чтобы получить возможность вернуться на Родину»

Как бы то ни было, но жизнь Березовского завершилась, причем весьма характерно для подобно рода авантюристов, считает российский журналист, депутат Государственной Думы Александр Хинштейн:

«Жизнь – или смерть – расставляют все на свои места. И то, что случилось – абсолютно закономерный финал последних лет его жизни. Человек, который работал не на созидание, а на разрушение, думал только о себе и исходил исключительно из эгоцентричных принципов, для которого все окружающее – и люди, и страна – были не более чем предметами для спекуляции, наживы и каких-то игр, закончил свои дни вдалеке от Родины, без друзей, без любви, без дела, без уважения, а самое главное – без Родины. На мой взгляд, это не только закономерно, но и поучительно для всех, кто пытается противопоставить себя стране»

По мнению Александра Хинштейна, Борис Березовский ставил перед собой цель реализовать принцип, который писатель Юлиан Семенов в своем романе «17 мгновений весны» вложил в уста шефа гитлеровского гестапо Мюллера: «Чертовски приятно, когда тебя считают дьяволом». Вполне возможно, что дьявол не стерпел и вызвал конкурента на разговор…