После разрушения Фобоса у Марса появится кольцо, как у Сатурна

После разрушения Фобоса у Марса появится кольцо, как у Сатурна

Марс превратит один из своих спутников в плотное кольцо вокруг себя.

По прогнозам американских ученых, марсианская луна Фобос под воздействием гравитационных сил не просто разлетится на части, а превратится в плотное газопылевое кольцо, которое просуществует до 100 млн лет. Оно будет похоже на кольца, окружающие Сатурн.

В начале ноября специалисты из космического агентства NASA поделились своими выводами о судьбе одного из марсианских спутников – Фобоса. По их расчетам, Фобос должен разрушиться через 30-50 млн лет. Причина заключается в гравитационном притяжении между ним и Марсом. Ученые с помощью компьютерного моделирования выяснили, что спутник растягивается под воздействием приливообразующих сил, которые создает гравитационное притяжение между Красной планетой и Фобосом.

Ученые также склонны считать, что уязвимость спутника Марса связана с его непрочным пористым строением. По их предположению, внутри спутник представляет собой груду слабо связанных между собой "булыжников", которые окружает слой порошкообразного реголита толщиной около 100 м. Первые признаки разрушения специалисты видят уже сейчас – это "канавы", которые можно наблюдать на поверхности спутника.

Американские ученые Бенджамин Блэк из университета Калифорнии в Беркли и его коллега Тушар Миттал из университета Нью-Йорка также заинтересовались судьбой марсианской луны. Их наблюдения представлены в журнале Nature Geoscience.

По их расчетам, Фобос разрушится раньше, чем предполагали специалисты из NASA, – через 20-40 млн лет, еще до того, как орбита марсианской луны снизится до уровня нижней границы атмосферы Марса в 3,5 тыс. км. И он не разлетится на крупные куски, а распадется на большое количество мелкой гальки и пыли, которая примерно через месяц образует плотное газопылевое кольцо, аналогичное по виду, плотности и свойствам одному из колец Сатурна. Это кольцо, по прогнозам, будет существовать до 100 млн лет, после чего его остатки поглотит атмосфера Марса.

Судьба спутника Марса не единственная в своем роде, полагают планетологи. В далеком прошлом планеты Солнечной системы могли окружать десятки подобных спутников, которые со временем разлетелись, образовали кольца и были поглощены планетами. По одной из версий, в процессе поглощения Сатурном своих спутников и образовались его кольца.

Расчеты ученых показывают, что после формирования Сатурна, примерно 4,5 млрд лет назад, на заре Солнечной системы, вокруг него вращалось несколько крупных спутников, каждый из которых был в полтора раза больше Луны. Постепенно из-за гравитационного воздействия эти спутники разрушились, в результате чего образовались сатурнианские кольца.