В России могут появиться улучшенные подлодки "Лада"

Автор
 В России могут появиться улучшенные подлодки "Лада"

В 2013 году Россия может возобновить строительство подводных лодок проекта 677 "Лада".

На них могут устанавливаться новые аккумуляторные батареи и энергетические установки, независимые от атмосферного воздуха. Подводные вооружения являются перспективной областью сотрудничества России со странами АТР.

Лодки проекта 677 "Лада" должны были заменить собой строящиеся до сих пор в России знаменитые дизель-электрические подводные лодки типа "Варшавянка" проекта 636 (KILO - по западной классификации). Сами по себе эти корабли являются улучшенным вариантом советского проекта 877 "Палтус".

Лодки проектов 877 и 636 используются и строятся для российского флота, а также широко поставляются на экспорт. 12 подводных лодок этих проектов стоят на вооружении в китайском флоте. Кроме того, 6 лодок проекта 636 заказал Вьетнам, первая лодка уже спущена на воду.

Первая подводная лодка проекта 677 была передана российскому Балтийскому флоту в 2010 году. Предполагалось, что она будет иметь усиленное вооружение, более эффективную систему управления и пониженную заметность, чем ее предшественники. Но испытания выявили у неё ряд технических недостатков, на устранение которых требовалось время.

В 2011 году командование российского флота заявило о приостановке строительства серии лодок проекта 677. Однако в 2012 году было объявлено, что строительство лодок этого проекта будет возобновлено. Обнаруженные недостатки в конструкции будут исправлены. По словам специалистов, речь идет не только об исправлении недостатков, но и о существенной модернизации лодок проекта 677.

Одна из этих лодок, "Кронштадт", получит усовершенствованную литий-ионную аккумуляторную батарею, которая существенно увеличит длительность пребывания лодки под водой. "Кронштадт" планируется достроить в 2015 году.

Вторая подводная лодка, "Севастополь", может впервые в российском флоте получить воздухонезависимую энергетическую установку. Такая установка, работающая без использования атмосферного воздуха, позволяет подводной лодке осуществлять подзарядку аккумуляторов без всплытия. В результате дизель-электрическая подводная лодка может приблизиться по своим возможностям к атомной. Подобными системами оснащены новейшие западные подводные лодки.

Считается, что новейшие китайские подводные лодки проекта "Юань" также имеют воздухонезависимые энергетические установки на основе двигателя Стирлинга. В настоящее время в мире развиваются несколько типов воздухонезависимых энергетических установок, каждый из которых имеет свои недостатки и достоинства. Эти установки сложны, дороги и не всегда надежны. Недостатком двигателя Стирлинга, например, считается небольшая мощность при значительном размере и массе.

Российская установка основана на других принципах. Как и установка немецкой подводной лодки Type 212, она использует водородные топливные элементы. При этом водород вырабатывается на борту лодки при помощи специального электрохимического генератора. После устранения недостатков и возобновления строительства подводных лодок типа "Лада" Россия намерена перейти к их экспорту (экспортный проект называется Амур-1650).

Азиатский регион, очевидно, будет основным рынком для этих подводных лодок. В Восточной Азии идёт настоящая гонка подводных вооружений. Япония, реагируя на усиление китайских военно-морских сил, увеличила численность своего подводного флота до 22 кораблей. Южная Корея реализует долгосрочную программу развития подводного флота и уже освоила строительство относительно современных типов подводных лодок. Подводные флоты быстро создают и развивают страны АСЕАН - Вьетнам, Индонезия и Сингапур. Все программы реализуются при широкой международной кооперации.