Гран при Сингапура: Стратегический обзор

Гран при Сингапура: Стратегический обзор

Британский эксперт Джеймс Аллен анализирует стратегию команд во время гонки в Сингапуре…

Этап в Сингапуре – это "гонка обманутых ожиданий". 2 выезда автомобиля безопасности, вместе со сходами Льюиса Хэмилтона и Пастора Мальдонадо, лишили ее концовку непредсказуемости. Впрочем, эти проблемы нисколько не обеспокоили одержавшего победу Себастьяна Феттеля, или Фернандо Алонсо, вновь увеличившего отрыв от большинства претендентов на титул.

Несмотря на не самый захватывающий финал Гран при, некоторые факторы и стратегические решения заслуживают более глубокого анализа.

Перед стартом

Одним из ключевых факторов стала большая, чем ожидалось, разница на круге между составами Soft и SuperSoft – на некоторых машинах в квалификации она достигала 1.6 сек. В гонке многие команды столкнулись с тем, что Soft не слишком эффективен на дистанции – эти шины отлично справлялись с высокой температурой, но не обеспечивали должного сцепления на скользком асфальте.

Износ шин всегда был ключевым фактором в Сингапуре, особенно – задних, поэтому крайне важным был первый отрезок гонки. Все ждали серьезного износа, и те, кому не удалось бы доехать до 13-14 круга на использованных в квалификации шинах SuperSoft, оказывались перед необходимостью провести 3 пит-стопа, а поскольку проезд пит-лейн в Сингапуре занимает долгие 29 сек, все старались сократить число пит-стопов до 2-х, чтобы получить преимущество.

Учитывая эти факторы, на старте команды ориентировались на 2 пит-стопа, но следили за износом, чтобы при необходимости скорректировать стратегию. Стратеги многих команд подозревали, что в Red Bull Racing выбрали для Марка Уэббера 3 пит-стопа, чтобы собрать информацию о работе SuperSoft, и использовать ее при разработке наиболее эффективного сценария гонки для Себастьяна Феттеля.

Перед стартом шины на машине Марка проехали на 2 круга больше, чем стартовый комплект Себастьяна, поэтому команда могла контролировать ситуацию. Правда, на машине Уэббера возникли признаки избыточной поворачиваемости, которая привела к более интенсивному износу задних шин, так что ему в любом случае пришлось бы останавливаться трижды.

2-й выезд машины безопасности испортил гонку

Во время гонки в Сингапуре автомобиль безопасности всегда выезжал на трассу, на этот раз это произошло дважды. В первый раз – во время 2-й волны пит-стопов – после аварии Нараина Картикеяна на 33-м круге гонщики 6 кругов ехали за машиной безопасности. Многие пилоты лидирующей группы воспользовались этим, чтобы сменить резину, хотя Алонсо и Мальдонадо немного потеряли, совершив пит-стоп 5-ю кругами раньше.

Второй выезд автомобиля безопасности – на 40-м круге, после того как Михаэль Шумахер врезался в Жана-Эрика Верня – испортил гонку. Пилотам пришлось проехать еще 3 круга с меньшей скоростью. В итоге их получилось 9, а продолжительность гонки из-за низкого темпа была сокращена до 2-часового лимита – с 61 до 59 кругов, так что в итоге число кругов с реальной борьбой снизилось на 18%, а это очень много.

В результате многие гонщики, которые могли столкнуться с серьезными проблемами из-за износа шин на последних кругах, благополучно провели гонку с 2-мя пит-стопами, и мы не увидели повторения сценария, который так позитивно сказался на интриге последних кругов в Валенсии.

У Феттеля и Алонсо такие проблемы возникнуть могли. Феттель провел 1-й пит-стоп уже на 10-м круге с явными признаками сильного износа, а Алонсо – кругом позже. В Red Bull Racing выбрали 3 пит-стопа для Уэббера и поступили бы так же с Феттелем, если бы пелотон не ехал 9 кругов за автомобилем безопасности. У Ferrari возникли проблемы с перегревом задних шин, так что они тоже выиграли в этой ситуации.

На контрасте с ними, Дженсон Баттон смог сохранить резину на 1-м отрезке и провел пит-стоп на 14-м круге. Он был быстр и на 2-м отрезке – машины McLaren в Сингапуре эффективно работали с резиной, вероятно, даже Хэмилтон мог бы проехать дистанцию с двумя пит-стопами, хотя из-за высокой скорости на первом отрезке шины у него изнашивались сильнее, и ему пришлось провести пит-стоп немного раньше, чем планировала команда – на 12-м круге.

1-й выезд автомобиля безопасности лишил Баттона преимущества, а 2-й позволил остальным провести гонку с 2-мя пит-стопами.

Force India – успех одного и неудачи другого

2-й год подряд Пол ди Реста добивается хорошего результата в Сингапуре, на этот раз он финишировал 4-м – на лучшей позиции в карьере. Пол благополучно проехал дистанцию с 2-мя пит-стопами. Он сменил шины на 12-м круге, а затем воспользовался выездом автомобиля безопасности, чтобы провести 2-й пит-стоп, потеряв лишь 1 позицию – он пропустил Алонсо и ехал за ним до клетчатого флага.

Если бы автомобиль безопасности не выехал во 2-й раз, у ди Ресты могли возникнуть проблемы, но позади него не было соперников, имевших преимущество в скорости за счет 3-х пит-стопов – Росберг сдерживал большую группу пилотов перед 2-м пит-стопом, что обеспечило Полу возможность вернуться на свободную трассу с комфортным отрывом.

Его напарник Нико Хюлкенберг выбрал 3 пит-стопа, и ему помешал 2-й выезд автомобиля безопасности. Нико стартовал 11-м, на шинах Soft – он планировал проехать длинный 1-й отрезок, но на 2-м отрезке потерял время позади Райкконена и Шумахера. 2-й выезд автомобиля безопасности не позволил ему использовать в своих интересах положение на трассе – он вновь заехал в боксы, проехал спринт из 10-и кругов на новом комплекте SuperSoft, но потерял позиции из-за 3-его пит-стопа на 50-м круге.